Комментарий · Политика

Православный блокчейн

РПЦ нужно отказаться от вертикальной модели управления

Этот материал вышел в № 125 от 12 ноября 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 125 от 12 ноября 2018

20:36, 11 ноября 2018

4434

20:36, 11 ноября 2018

4434

Одна из ключевых концепций русского религиозного сознания — «Москва — Третий Рим» — имеет не количественный, а качественный смысл. Третий — не значит, что он следующий после первого и второго. Это означает «третий путь», качественно иной вектор развития — не Запад и не Восток, не «левое» и не «правое».

Первый Рим в этом религиозном сознании ассоциируется с папизмом, когда светская власть узурпируется духовной, а духовная власть мыслит себя «мерилом всех вещей», включая самые обыденные. В такой парадигме духовная власть начинает даже решать вопрос о том, вращается ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Это папоцезаризм.

Второй Рим — Византия — это обратная динамика: когда светская власть присваивает себе монополию на решение вопросов духовных. Тогда суверен председательствует на церковных соборах, и взгляды суверена считаются православием. Суверен во Втором Риме занимается не только светской политической повесткой, но и выявляет и преследует богословские ереси. Это цезарепапизм.

Для православия средневековой Руси обе этих концепции являются равноудаленными от понятия «истинной веры». С точки зрения этого религиозного сознания, во многом сохраненного старообрядцами, ни Первый Рим, ни Второй не сохранили смысла христианства. Поэтому русская религиозно-философская мысль предложила новую концепцию для описания того, что же является православием.

В противовес папоцезаризму и цезарепапизму Третий Рим формулирует концепцию соборности как свою главную отличительную черту. Пусть в реальной истории этот идеал и не воплотился до конца, но в русском церковном сознании лишь соборность, понимаемая как общинность, является православием. Отпадение «в ересь» Первого и Второго Римов мыслится тут как отпадение от соборности и общности.

Только общинность способна развить индивида в свободную личность и возвести к богоподобию. Это прекрасно иллюстрируется многими житиями древнерусских святых, герои которых свободно выбирали себе место подвигов, не думая ни о каких «канонических территориях». Уверен, что преподобный Сергий не смог бы даже понять этот термин. В самом деле, как мог человек открыть десятки монастырей по всей Руси, думая о «канонических территориях»? Кроме того, преподобный Сергий никем и не назначался на свою «должность», а был свободно избран свободно собравшейся вокруг него братией. Его авторитет проявляется в результате «конфирмации», или избрания, общиной.

Таким образом, в сухом остатке Третий Рим является церковной концепцией, в которой общинный строй имеет приоритет над любыми «вертикалями власти», иерархией и уставами. Так, у староверов каждый монастырь и каждая община жили своим уникальным внутренним укладом и распорядком. У каждой общины был свой внутренний устав.

Только такой подход позволяет реально решить проблему так называемых расколов. Расколы — это реальность и Первого, и Второго Рима. В Третьем Риме понятие «раскол» не имеет смысла, так как любой так называемый раскол является всего лишь общинной особен­ностью, идиомой. Именно поэтому в концепции Третьего Рима у старообрядцев невозможно помыслить уклонение всей церкви в ересь и исчезновение православия.

Сейчас, в условиях распада системы «мирового православия», появляется реальный шанс переформатировать церковь в конфедерацию свободных общин, каждая их которых становится самодостаточным центром духовной жизни, которая не встроена в «вертикаль».

Концепция Третьего Рима испытала попытку полного уничтожения со стороны двух других Римов в XVII веке. Именно тогда идею Второго Рима представлял царь Алексей (в дальнейшем — Петр), а концепцию Первого Рима — патриарх Никон. Но в силу своего «блокчейнового» устройства концепция Третьего Рима выжила, даже полностью лишившись иерархии и организованных институтов. Блокчейн — это модель самоорганизации общества, которое не управляется сверху, а распределяет ответственность и принятие решений между всеми своими членами. В православном блокчейне, который выработали старообрядцы, при любой внешней агрессии каждая община становится духовным центром, а с ее уничтожением «центр» легко переплывает по цепочке от «блока» к «блоку», от общины к общине.

В условиях современной РПЦ первое, что нужно сделать для перехода к «блокчейну», — это возродить выборность епископата. В Третьем Риме, у тех же старообрядцев, епископ является представителем народа, а не спускается народу откуда-то сверху. В современных условиях центр духовной жизни находится не в епископе, который такой же член общества, как любой мирянин, а в приходах, монастырях и евангельских группах. Каждый приход и монастырь должен жить по Евангелию с учетом своих культурных, социальных и даже климатических условий. При этом церковью называется как каждая отдельно взятая община, так и вся совокупность общин.

Леонид Севастьянов,
помощник председателя ОВЦС МП,
исполнительный директор Фонда св. Григория Богослова

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#церковь #рпц

важно

8 часов назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496874

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

187026

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183631

4.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166627

5.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

152332

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87634

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera