Инициаторами вояжа стали две структуры — группа экологического консалтинга «Помор», зарегистрированная в Мурманске московским пиарщиком Тимофеем Суровцевым менее чем полгода назад и пока не засветившаяся ни в медиа, ни в сфере экологии, а также ассоциация журналистов «ЭКО-пресс», упоминания о которой можно встретить почти исключительно в ее собственных материалах (там тоже трудится господин Суровцев — консультантом). Соучредителями форума названы Союз журналистов РФ, Русское географическое общество, Российский союз промышленников и предпринимателей и Общественная палата РФ. Так что игнорировать прозвучавшие декларации, списав на маргинальность сборища, не получается.
Местных журналистов на форум приглашали крайне избирательно. Услышав о моем намерении присоединиться, мужчина со стальным взором и очень короткой стрижкой попросил для начала предоставить паспортные данные. С собой организаторы привезли московских медиаменеджеров и репортеров — из «Российской газеты», «АиФ», «Комсомолки», агентства «Спутник» и т.д. Хоть форум и назывался международным, иностранных коллег организаторы не звали, и понятно почему: с трибуны неслись тезисы, что называется, для внутреннего потребления. В частности, журналистам объясняли, что их задача — противостоять «эковымогательству» активистов и «представителей антиобщественности», которая занимается «экошантажом».
— Журналисты должны быть аккуратны: надо различать друзей, соратников и тех, кто подрывает экономическую стабильность страны, — говорил эксперт Совета Федерации Владислав Жуков, признавшийся ранее, что предпочел участие в мурманском форуме встрече в СФ, так как это «более важнее». В памяти при этих словах всплыл, как назло, образ Светы Курицыной.
— Действительно ли потепление климата связано с выбросами углекислого газа или это мировая бюрократия отвлекает внимание от реальных проблем? — не унимался спикер. Осмыслить эту свежую идею мешала досадная мелочь: термин «потепление климата» квазинаучный, серьезные ученые говорят о «глобальном изменении климата». Впрочем, аудиторию занимало другое:
— Важно понимать, как повернуть общественное мнение. Нужно, чтоб народ начал думать так, как нужно, — вторили с мест.
В раздаточных материалах с дополнительным набором грамматических ошибок сообщалось, что в Норвегии и Финляндии существует десяток пропагандистских ресурсов на русском языке, датируемые государством «псевдо-независимые» (так в оригинале) экологические организации, которые «генерят массу корректирующих программ для нашей молодежи». Гуманитарные программы назывались «атакой и торпедированием российских компаний». Из всего изложенного следовал незамысловатый вывод: «Нам необходимы мощные пропагандистские ресурсы, которые будут транслировать информацию на международном уровне».
После разминки преподнесли главное блюдо: в норвежском Киркенесе участников ждал основной гость программы — Курт Оддекалв, «авторитетный независимый эколог». И очевидно, будущая звезда ток-шоу на федеральных российских каналах.
Упоминаний об этом человеке в прессе пока мало. В июльской публикации «Ленты.ру» он восхищается тем, что «Путин дал маленьким людям что-то делать», и рассказывает, что
норвежская семга — самый опасный в мире продукт.
В норвежской прессе об «одном из самых известных и уважаемых экологов Норвегии» можно найти более содержательные публикации. Например, как он на камеру выливал некую жидкость в чужой, замечу, лососевый садок, заявляя, что это яд, который уничтожит рыбу. Правда, когда перформанс стал грозить судебными последствиями, акционист признался, что в мензурке было молоко. Лосось, счастливо избежавший уничтожения, пламенного борца игнорировал.
Позже Оддекалв приглашал всех желающих на морскую экскурсию к рыбным садкам — тоже чужим — в губернии Хордланн. В качестве бонуса анонсировался новый перформанс: Курт утверждал, что владельцы рыбного бизнеса попытаются бросить его в море. Желающих набралось на всю страну трое, да и бросить в море незадачливого борца с аквакультурой никто, к его разочарованию, так и не попытался.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В то, что большой бизнес борется с Оддекалвом, верит только Оддекалв. Как, впрочем, и в сами конспирологические теории активиста. Серьезные экологические организации с ним не сотрудничают, эксперты пожимают плечами:
— Его рассуждения — обыкновенная ложь. Документально подтверждено, что норвежский лосось — безопасная и здоровая пища. Нет никаких причин объявлять его канцерогенным или токсичным,
— цитирует телекомпания НРК Йона Арне Гроттума из Норвежской федерации морепродуктов.
Из тени Курта извлекли российские партнеры. Отряхнули и посадили к микрофону. Найти спикера, который заявит, что в России экологическая обстановка лучше, чем в Норвегии, непросто. Хотя бы потому, что в 36 км от Киркенеса дымят диоксидом серы трубы комбината «Печенганикель».
А тут такая удача: перебежчик из самого стана врага, рискуя собой, режет правду-матку! Не могу, дескать, молчать, душа болит. То, что выводы «эксперта» сомнительны, а рассуждения зачастую ни на чем не основаны, не важно. Журналистам же объяснили накануне: «Нужно, чтоб народ начал думать так, как нужно».
Курт на форуме был в ударе. Говорил о немецкой субмарине U 864, затопленной в феврале 1945 года невдалеке от Бергена. На ее борту было 67 тонн ртути для нужд военной промышленности (Курт говорит — 160, в релизе «ЭКО-пресс» написали 760), однако операция по ее подъему грозит разрушением корпуса, поэтому над лодкой соорудили защитный саркофаг. Вопрос закрыт, но не для Оддекалва:
— Если произойдет взрыв, большой беды не избежать, — заклинал он. — Представители береговой администрации врут норвежскому парламенту, люди вокруг живут в страхе, они знают, что могут взорваться!
С чего вдруг лодка взорвется, Курт не уточнил. Неутомимый борец с фермерским лососем уже вещал, что все исследования в области рыбоводства коррумпированы и не отражают истины. Поэтому данные ученых он не использует, его выводы основаны на личных убеждениях. Например, о страданиях членистоногих, которые умирают от лекарств, коими рыбу обрабатывают против паразитов. Упомянутые препараты садковая рыба принимает внутрь. Но Оддекалв убежден, что они «проникают в воду через рыбью чешую».
— Отрасль неконтролируема, политическая система коррумпирована, лосось вызывает рак! Его нельзя есть чаще двух раз в год! — заключил Курт и пал в объятия возбужденных слушателей.
— Такие люди нам нужны! — благодарили организаторов за бесценную встречу столичные гости. И приглашали Курта в Москву — дескать, приглашение отправим, визу сделаем, будете у нас блистать. И правда, лучше него на подобной арене была лишь российская эмигрантка Ирина Бергсет, боровшаяся с российских же телеэкранов против норвежской службы по защите детей «Барневарн». Но автор историй об «изнасилованных мальчиках в костюме Путина» и «уроках инцеста» окончательно перебралась обратно в Россию. А значит, нужны новые «западные эксперты».
Тем паче что запрещенный в России антисанкциями норвежский лосось отлично сменит набившие оскомину стоны Бергсет по поводу «сорока тысяч норвежских педофилов». Грустите по лососю? А зря. Ядовитый он. Давить его бульдозерами — не передавить.
Пока Курт переживал минуту славы, пробравшиеся-таки на встречу норвежские журналисты уточняли у организаторов, за чей счет банкет — кто финансирует вылупившееся ниоткуда НКО с бюджетом, позволяющим арендовать залы в дорогих отелях Киркенеса и Мурманска и притащить десяток московских гостей.
— А это вам зачем? — за всех ответил г-н Суровцев. — Наши спонсоры не хотят публичности. Можно подумать, ваши благотворители себя афишируют.
Норвежец отошел, потрясенный: в его голове никак не укладывалось, как российские НКО пачками получают ярлыки иностранных агентов, ежели можно просто отказаться называть своих доноров…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68