КомментарийПолитика

«Синюю волну» остановила «красная стена»

Результаты промежуточных выборов дают равные шансы и демократам, и республиканцам в борьбе за кресло президента США

Этот материал вышел в номере № 124 от 9 ноября 2018
Читать
6 ноября свыше 113 миллионов американцев приняли участие в промежуточных выборах, на которых полностью избирался состав палаты представителей конгресса — 435 мест, свыше трети сенаторов — 35 мест, а также 39 губернаторов штатов и глав территорий. Эти выборы здесь называли референдумом доверия Дональда Трампа.
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Члены палаты представителей избираются на два года, сенаторы — на шесть лет. Нет ограничений на количество переизбраний. Главное ограничение — жесткая конкуренция и необходимость собирать денежные средства на избирательные кампании.

Американцы проявили большую гражданскую активность и сознательность. Например, в округе Принц Джордж, штат Мэриленд в середине дня закончились избирательные бюллетени. Люди не расходились и ждали 5 часов подвоза новых бюллетеней, чтобы их голос на выборах был учтен. И так — по всей стране.

По одной палате на партию

И хотя окончательные итоги еще не подведены, картина ясна. Демократы впервые за 8 лет получили большинство в нижней палате, на данную минуту у них 223 места против 199 — у республиканцев. Демпартия отыграла дефицит в 23 места (на данный момент она прибавила себе 29 мест, по сравнению с выборами двухлетней давности). Верхняя палата осталась в руках республиканцев, которые упрочили свое большинство. В момент написания материала у них 51 место (плюс два), у демократов 46 (в том числе 2 независимых сенатора, голосующих вместе с Демпартией).

В голосовании участвовало 49 процентов от общего числа избирателей — рекордный показатель для промежуточных выборов. Около 40 процентов голосовавших проголосовали досрочно — в тех штатах, где это было разрешено. В общей сложности за демократов отдали голоса 51,792,910 американцев, за республиканцев — 46,190,531. Это не окончательная цифра, подсчет продолжается. В штате Флорида проигравший сенатор-демократ Билл Нельсон потребовал пересчета — там после подсчета 99 процентов голосов разница с республиканцем Риком Скоттом составляет всего 0,4 процента.

На губернаторских выборах демократы прибавили в свою копилку семь штатов, но большинство остается в руках республиканцев. Совсем уже детали, но это важно. В некоторых штатах в 2019–2020 гг. пройдет изменение состава и локации избирательных округов, победившая партия всегда производит перекройку «избирательной карты» с тем, чтобы обеспечить себе победу на выборах. Здесь также у республиканцев накануне президентских выборов позиции предпочтительнее.

Парадоксальная ситуация: и президент Трамп, и лидеры оппозиционной Демпартии заявили, что выборы прошли для них успешно. А может, обе стороны делают «хорошую мину», скрывая разочарование?

Президент провел в Белом доме полуторачасовую пресс-конференцию, где назвал выборы «потрясающим успехом». Трамп осудил тех республиканских кандидатов, которые отказались от его прямой поддержки и проиграли выборы. «Сами виноваты», — констатировал президент.

Еще до объявления окончательных результатов лидер демократов в нижней палате 78-летняя Нэнси Пелоси — бывший спикер конгресса — выступила с победной речью. «Завтра в Америке наступит новый день», — пообещала она. Возвращается система сдержек и противовесов. Конгресс перестанет автоматически ставить печать на любой президентской инициативе. Лидеры демократов обещают с первого дня работы нового созыва призвать администрацию к ответу и поставить под жесткий контроль всю повестку дня: от медицинского страхования до миграционных указов.

Президент поздравил Пелоси с победой ее партии, отметив, что надеется на межпартийное сотрудничество в решении проблем, стоящих перед страной. Но это только дань вежливости. В ответ на обещания демократов, которые возглавят теперь ведущие комитеты палаты представителей, всесторонне расследовать деятельность Трампа и даже вызвать главу государства в конгресс для отчета повесткой президент в своем твиттере обещал вместе с сенаторами «расследовать демократов»: нарушение режима секретности и прочие дела. «Не забывайте, в этой игре участвуют двое!» — Трамп не пугает, но предупреждает. Какое уж тут сотрудничество?!

Главные темы для избирателя

На 6 ноября президент отменил все мероприятия, чтобы в Белом доме наблюдать за ходом выборов и подведением итогов — вместе с первой леди и в кругу ближайших друзей. Перед этим президент активно разъезжал по штатам, которые два года тому назад голосовали за него, стремясь в первую очередь поднять явку среди сторонников лозунга «Америка превыше всего». «Ядерный электорат» Трампа бурно приветствовал предпринятые им в последние дни шаги и заявления: отправку на границу с Мексикой 7 тысяч военнослужащих, чтобы «отразить» караван беженцев из стран Центральной Америки, не пустив в США ни одного нелегального иммигранта (камни в их руках расценю как огнестрельные стволы — заявил президент), обещание президентским указом отменить предоставление гражданства США рожденным здесь детям неграждан, а также обязательство еще больше снизить налоги для среднего класса. Жители «Трамплэнда» шли на выборы не столько поддерживать местных кандидатов, сколько выразить поддержку движению «Сделаем Америку снова великой» и лично президенту.

С другой стороны — убежденных противников Трампа пугали перспектива отмены обязательной медицинской страховки («Обамакэр»), изоляционистский курс на внешней арене — срыв международных договоров по вооружения, климату и торговле, пошлинные войны с Китаем, напряженные отношения с Европой и т. д. Но, как показали опросы накануне и в день выборов, всего 7 % американцев назвали внешнюю политику «фактором, влияющим на их выбор». По данным опроса службы Zogby, главные темы для избирателя на этих выборах: здравоохранение и медстрахование — 30 %, экономика, рабочие места и налоги (и влияние мигрантов) — 25 % и отношение к Трампу — 19 %. По другому опросу CNN, две трети проголосовавших, принимая решение, думали о политике президента. Успех демократам в палате представителей принесли женщины, молодежь и рекордное количество проголосовавших латиноамериканцев (Трампу аукнулась его жесткая позиция против прибывающих в страну мигрантов). Типичный республиканский избиратель — разочарованный средний класс, сельская Америка, евангелисты из «библейского пояса» (рекордная явка), представители «золотого процента» — финансовой и бизнес-элит.

А что Россия?

Заверения российских телевизионных политпропагандистов и экспертов федеральных каналов о «волне русофобии, охватившей всю Америку», и о том, что Россия будет одной из главных тем этих выборов, не оправдались. Хотя объективности ради — тема «отношение к Трампу» включает в себя непонятные метания американского президента, когда дело заходит о контактах с Кремлем. Накануне выборов было объявлено о том, что полномасштабной встречи с Владимиром Путиным в Париже — на полях празднования столетнего юбилея окончания Первой мировой войны — скорей всего, не будет. И еще — администрация собирается ввести второй, «жесткий» пакет санкций в отношении России из-за «несоблюдения международного законодательства о запрете химического оружия». Госдепартамент не может удостовериться в соблюдении Россией законов, сообщила официальный представитель внешнеполитического ведомства Хизер Нойерт (она является возможным кандидатом на пост нового представителя США в ООН). Речь идет о возможном снижении уровня дипломатических представительств и даже о запрете полетов в Америку компании «Аэрофлот». Срок введения санкций — конец ноября. Конгресс — и старый, и новый — един в крайне негативном восприятии российских властей. В этом вопросе у него с администрацией расхождение только в том, что на Капитолийском холме хотят больше санкций. К слову, «главный друг Путина в конгрессе» (так его звали критики за поддержку российских властей) — конгрессмен из Калифорнии Дейна Рорабакер (кстати, бывший спичрайтер президента Рейгана) — выборы проиграл.

В день голосования, пресекая разговоры о возможном вмешательстве иностранных хакеров (китайских, российских, иранских и т. д.), представитель Министерства внутренней безопасности заявил, что ситуация находится под контролем. Фейковые сообщения в соцсетях, направленные на срыв явки, например о том, что на участках полицейские, пограничники и федеральные агенты якобы арестовывают нелегалов, немедленно удалялись ведущими платформами Facebook, Twitter и др.

Дональд Трамп по-прежнему не терпит даже упоминания расследования спецпрокурора Мюллера о связях его команды с российскими политиками и олигархами. На пресс-конференции в Белом доме президент обругал корреспондента CNN Джима Акосту, который задал острый вопрос об угрозах в адрес каравана мигрантов. Позже он попытался спросить и о «российском расследовании», не отдав микрофон пресс-секретарю Саре Хакаби. Трамп отказался отвечать по существу и назвал журналиста «грубой, ужасной личностью». Досталось и репортеру NBC. Через пару часов у журналиста CNN забрали аккредитацию в Белый дом. В стране, где Первая поправка гарантирует свободу слова, 45-й президент ведет беспрецедентную войну с неугодной ему «четвертой властью».

На следующий день после выборов в отставку подал генпрокурор (министр юстиции) Джефф Сешнс — по требованию Трампа. Временно его обязанности исполняет Мэтью Уитакер, который как-то сказал, что расследование Мюллера «зашло слишком далеко». Сешнс, наоборот, вызвал раздражение Трампа, когда устранился от проведения расследования «русского следа» на выборах. Как пишет в бестселлере «Страх. Трамп в Белом доме» Боб Вудворд, президент как-то уничижительно назвал генпрокурора «обычным тупым южанином», и еще — «у себя в Алабаме он не смог бы стать даже сельским адвокатом».

В этом контексте СМИ предсказывают, что работа комиссии Мюллера, скорей всего, встретит еще большое сопротивление администрации. Трамп свыше 140 раз публично называл деятельность Мюллера «охотой на ведьм» и «обманом».

«Синяя волна» и «красная стена»

В первые часы подсчета голосов даже настроенный критически по отношению к Трампу телеканал CNN признал, что радужные ожидания Демпартии на победу одновременно на выборах в палату представителей, сенат и на губернаторских выборах не сбудутся. «Спорные округа» доставались кандидатам из обеих партий. Так называемая «синяя (голубая) волна» — цвет американских демократов — не смогла накрыть Америку в национальном масштабе, оставшись политологической метафорой. Или, как пишут СМИ, «синюю волну» не пустила «красная стена» (красный — цвет республиканцев).

Спикер нынешнего конгресса Пол Райан и главы 10 комитетов палаты представителей в этих выборах не участвовали. Республиканцы, пришедшие им на смену, как здесь говорят, более «протрамповские». В свою очередь и у демократов произошла «смена караула». В конгресс избраны представители более либерального крыла, настроенные непримиримо в отношении Трампа. Схватки двух партий на Капитолийском холме, которые называют «политическим футболом» (речь идет об американском футболе), обещают стать еще более непримиримыми.

Историческая традиция промежуточных выборов — переход большинства в нижней палате к оппозиционной президенту партии — была соблюдена. «Политический маятник Америки» — тяга избирателя к переменам — снова сработал. Расклад сил обещает очень непростое прохождение новых законов и в первую очередь принятие бюджета, который должен быть согласован обеими палатами и подписан президентом. Велика вероятность, что Америку ждут новые «шатдауны», когда государственные службы временно останавливают работу из-за отсутствия финансирования. В свою очередь, имея контроль над сенатом, республиканская администрация может проводить угодные ей кадровые назначения.

Получив большинство в палате представителей, демократы могут запустить процедуру импичмента президенту — достаточно простого большинства голосов.

Страна ждет результатов расследования спецпрокурора Мюллера, а новые председатели комитетов намерены выяснить финансовое прошлое Трампа. Но импичмент — палка о двух концах. Процедура может как стимулировать антипрезидентские настроения в обществе, так и наоборот, объединить сторонников президента. Недавние слушания, по утверждению консервативного верховного судьи Бретта Кавано, когда демократы использовали все имеющиеся ресурсы, включая обвинения в изнасиловании 36-летней давности, но в итоге проиграли, по данным опросов, только подняли рейтинг президента. Хотя в целом уровень поддержки Трампа с первого дня президентства в подавляющем большинстве опросов ни разу не поднялся хотя бы до 50 процентов.

Какой путь выберет палата представителей при демократическом большинстве: программу-максимум с импичментом или программу-минимум — защита от Трампа и Ко обамовской реформы здравоохранения и прочих социальных программ? Это зависит в том числе от лидера большинства в нижней палате, занимающего пост спикера — третий по значимости в иерархии власти. Бывший спикер Нэнси Пелоси до сего дня крайне осторожно относилась к идее импичмента. До выборов она полагала, что выдвижение такого лозунга может только мобилизовать явку республиканских избирателей, сторонников Трампа.

По закону импичмент требует поддержки двух третей сенаторов. При республиканском большинстве в верхней палате это, похоже, «невыполнимая миссия». Если только не произойдут какие-то сенсационные разоблачения нарушения Трампом закона (типа Уотергейта), которые республиканские сенаторы не смогут игнорировать без ущерба для своего политического будущего. Результаты этих промежуточных выборов с очень большой вероятностью оставляют Дональда Трампа в Белом доме как минимум до конца президентского срока в 2020 году.

В следующую кампанию — президентские выборы-2020 — обе партии вступают буквально в следующем году. На первом этапе — задолго до праймериз — на небосклоне американской политики взойдут новые звезды. Среди называемых уже сейчас всем известных имен — телеведущая Опра Уинфри (идеальный соперник для президента, которого критики называют «сексистом» и «расистом»), актер Том Хэнкс, миллиардер-медиамагнат, филантроп, в прошлом мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, обамовский вице-президент Джо Байден. Хиллари?

Результаты промежуточных выборов дают шансы обеим ведущим партиям использовать завоеванные позиции в главных выборах в 2020 году. С одной стороны, безусловный диктат Республиканской партии (Белый дом, обе палаты конгресса и консервативное большинство Верховного суда) закончился. Трампа ждет больше сопротивления и больше проблем. С другой стороны, его сторонники снова поддержали программу президента и не допустили масштабного реванша «демократов».

Как в песне поется: «Все еще впереди». Причем самое интересное.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow