Жизнь любого клуба — это промежутки между кризисами. Просто промежутки бывают разной протяженности и успешности, а кризисы — разной напряженности. При всей естественности процесса никому легко не бывает, и в этом плане «Спартак» исключением не является, разве что меняет тренеров чаще, чем главные конкуренты. Шума с каждой переменой декораций здесь побольше, к этому давно пора привыкнуть — все связанное со «Спартаком» многократно усиливается по определению, потому что это «Спартак». Спокойствие разношерстному красно-белому сообществу противопоказано.
Но нынешний кризис, мгновенно превратившийся в сериал в жанре, соединяющем черную комедию, шпионский боевик и мелодраму, затмевает все предыдущие знаковые и памятные события, включая рубежный для «Спартака» перелом в начале столетия. Тогда были бы понятны если не пути выхода, то хотя бы причины беды.
Дальше с причинами становилось все сложнее, как и с поисками стабильности, и вот наконец «Спартак» дошел до гражданской войны.
Я имею в виду всю клубную вертикаль и всю горизонталь. В случае со «Спартаком» о консолидированном мнении по тому или иному трудному поводу и речи нет, но раньше можно было хотя бы почувствовать вектор. Сейчас на уровне горизонтали — ненависть, на уровне вертикали — растерянность напополам с цинизмом. И это в сообществе, на которое всего лишь полтора года назад свалилось счастье долгожданной победы, чего оно, как показывают последние события, не выдержало. Сначала, конечно, не выдержали команда и тренерский штаб с главным тренером Массимо Каррерой. Не меньшая «заслуга» в этом руководства клуба и его президента Леонида Федуна. Который, очевидно, решил, что оказавшийся невероятно удачным в известной мере случайный выбор главного тренера гарантирует беззаботное будущее.
Где-то Каррере не помогли, где-то его вовремя не остановили, где-то начудили с селекцией, но нынешней осенью оказалось, что игры у «Спартака» нет. И напрочь исчезло то, чем Каррера гордился едва ли не больше, чем чемпионством, и что он называл «ощущением семьи». Этот редчайший для «Спартака» новых времен период оказался слишком коротким. Признаки кризиса появлялись еще в прошлом сезоне, а в этом он развивался по нарастающей.
…Разбираться в изменениях, хитросплетениях и сложных взаимоотношениях внутри спартаковского руководства, может, кому-то и интересно, но для меня нужды нет. В мире закулисья всего хватает, но есть сцена, в нашем случае — поле, которое и есть мерило успешности всей видимой и невидимой глазу работы. О том, что в «Спартаке» все разладилось, лучше всего говорила игра. Массимо Каррера принял понятную отставку с достоинством, ни в кого не бросив камень. На прощание сказал, что футболисты и тренеры уходят, а «Спартак» остается. Фразу услышали и вынесли на баннер, но было уже поздно.
Полтора десятка лет руководящий топ-клубом Федун, убирая Карреру, не учел трех факторов. Во-первых, достаточно большая часть спартаковской общественности воспринимает итальянца как первого за 16 лет золотого тренера, а не как «сбитого летчика». Во-вторых, «плана Б» после снятия Карреры у Леонида Арнольдовича не было. В-третьих, с заменой он решил не заморачиваться, передав бразды правления испанцу Раулю Рианчо. Точно так, как это он сделал два года назад, когда заменил Дмитрия Аленичева его итальянским ассистентом. На что рассчитывал Федун в этот раз, непонятно — скорее всего, на авось. Пройдет — посмотрим, не пройдет — подумаем. Сделал — и растворился. А лавина уже пошла, с каждым часом набирая мощь.
Рауль Рианчо войдет в историю «Спартака» как один из самых странных персонажей и выдающийся мастер разговорного жанра.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Как тренер он продолжил линию Карреры, ограничившись точечными перестановками в составе. Что, естественно, не отразилось на содержании игры, которое, как и раньше, можно было обозначить определением «никакое». Видимых провалов до унылого поражения от «Урала», которое для «Спартака» стало в чемпионате четвертым домашним кряду и рекордным, не случалось. Но и намека на позитивные изменения разглядеть не удается — притом что смена тренера обычно дает хоть какой-то живой импульс. Команда в паре матчей была чуть боевитее, но и только.
Зато как мастер разговорного жанра Рианчо превзошел всех предшественников. Пресс-конференции с его участием сразу стали превращаться в отдельное действо. Откровенность изумляла, искренность зашкаливала, для полноты картины не хватало только российской ненормативной лексики. Рианчо в этих своих спичах куда ярче своих временных подопечных — слова разительно не совпадают с тем, что творится на поле. Вечного ассистента (а Рианчо поработал и в Киеве, и в Казани) неожиданно занесло на высоту, с которой, похоже, ему надо успеть сказать все. Вот он и говорит так, что отчеты с пресс-конференций по объему превосходят отчеты о матчах. Не все произносимое отдает хлестаковщиной, но вполне разумные мысли тонут совсем в иных словесах. Он взывает к разуму, а получается карикатура, он хочет понимания, а над ним уже смеются.
И не только смеются, но и освистывают. Потому что синдром всеобщей ненависти давно разлился и по сетям, и по спартаковской арене.
Торсиду уже не остановить. Самые организованные ее составляющие пока так и не разобрались, кого больше ненавидеть и за кого больше радеть. Топят за Карреру, требуя его вернуть. Уничтожают опального при Каррере Дениса Глушакова, который в кубковом матче с «Анжи» снова вышел в роли капитана и удостоился понятия «иуда». Освистывают Рауля Рианчо за то, что «подсидел» Карреру. Но вектор ненависти все ближе подбирается к Федуну.
Конечно, владелец «Спартака» мог как-то пригасить начинавшие разгораться страсти в самом начале. Никто не мешал Леониду Арнольдовичу сделать официальное заявление в максимально спокойном тоне, но он предпочел молчание. Это по факту свидетельствовало о том, что состояние сообщества, ради которого клуб и должен работать, его, собственно говоря, мало волнует. Может, для бизнеса это и хорошо, но футбол лишь отчасти является бизнесом, особенно в российских реалиях. Я не о том, чтобы заискивать перед аудиторией,— я о том, чтобы чувствовать момент, когда с ней надо говорить.
Говорил только тренер с приставкой «и.о.», но лучше бы он молчал.
…Две недели превратили обсуждение судьбы «Спартака» в общенациональную проблему. На этом вполне фантасмагорическом фоне общественностью отбирались и отбраковывались кандидатуры на пост главного тренера. С самого начала под номером первым, исходя из утечек, шел главный тренер тульского «Арсенала» Олег Кононов. Тот самый белорусский специалист, который в свое время поставил привлекательную игру «Краснодару» и чьи услуги в России были накоротке востребованы еще и «Ахматом». Именно «Арсенал» Кононова подвел черту под пребыванием Массимо Карреры на посту главного тренера «Спартака», но вряд ли только это являлось причиной, по слухам, тут же проведенных с ним переговоров. Но, опять же по слухам, руководство красно-белых вело и переговоры с нынешним главным тренером «Ростова» и экс-главным тренером «Спартака» Валерием Карпиным. Мало того, футбольная общественность активно обсуждала еще с десяток кандидатур, в числе которых был и только что отставленный Массимо Каррера. Что вполне вписывалось в общую картину.
То, как Кононов вроде как расстается с «Арсеналом» и какую за это «Спартаку» придется выложить сумму (от 500 тысяч до миллиона евро), отслеживается буквально по часам. Приоритетной версией на вчерашний день являлась следующая: Олег Кононов написал заявление об уходе из «Арсенала», контракт со «Спартаком» он заключит до конца сезона, а на пост главного тренера заступит 12 ноября. Если это действительно так, то имеющий репутацию специалиста интеллигентного и мягкого Олег Георгиевич не совсем понимает, куда попадает.
Но до этого нас ждет по крайней мере еще одна часть спартаковского сериала с Раулем Рианчо. «Спартаку» же с «Глазго» в Лиге Европы дома надо сыграть. Есть повод хлопнуть дверью — если получится.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68