СюжетыОбщество

Воссоздательный угар

Вокруг метро «Ломоносовская» хотят построить новый, уже третий по счету храм

Количество культовых сооружений на единицу площади в Невском районе выходит за границы разумного. Первая деревянная двухэтажная часовня у метро «Ломоносовская» появилась в 2015 году, церковь Сошествия Святого Духа — строится сейчас. Третий — храм Преображения Господня — планируется воссоздать на набережной Невы.
Храм-часовня Преображения Господня в Ломоносовском саду / Фото: mitropolia.spb.ru
Храм-часовня Преображения Господня в Ломоносовском саду / Фото: mitropolia.spb.ru

О планах очередного церковного строительства в администрации Невского района проговорились случайно. Активисты, которые борются против строительства многофункционального комплекса (МФК) ОАО ЛК «Ликострой» (апарт-отель, паркинг и деловой центр) на месте кинотеатра «Спутник» и бывшего Фарфоровского кладбища, обратились в администрацию с просьбой разрешить им установить в сквере перед стройплощадкой знак в память захороненных здесь людей. В администрации ответили в том духе, что знаков исторической памяти поблизости и так будет предостаточно — вот вам один храм, а вот и второй.

«Такое чувство, что администрация этими церквями откупается и от людей, и от памяти, — считает представитель инициативной группы, художница расположенного рядом Императорского фарфорового завода Татьяна Чарина. — Наши чиновники, видимо, не знают слов Христа: «Не можете служить Богу и мамоне».

Между двумя храмами, в самом центре бывшего кладбища, будет вбит осиновым колом гигантский по масштабам этого места МФК — знак памяти о сребролюбии и бездушии администрации города».

Но даже вынести за скобки МФК, с точки зрения восстановления утраченного, один храм из трех точно лишний. Деревянной часовни Преображения Господня (ее назвали так же, как и исторический храм на Неве) здесь никогда не стояло, и разместилась она, кстати, тоже на территории бывших захоронений. То есть она так же, как и МФК «Ликостроя», нарушает ФЗ-8 от 1996 г. «О захоронениях и погребальном деле» (запрет устройства на бывших кладбищах чего-либо, кроме зеленых насаждений).

В 2015 году, когда воссоздание Святодуховской церкви казалось делом далекой перспективы, часовня предполагалась как временное место для богослужений. Но нет ничего более постоянного, чем временное. Уже в 2016-м, отвечая на вопросы «Новой», настоятель прихода отец Иоанн (Соколов) предположил, что сносить временную часовню не будут: «может, устроим в нем воскресную школу». Оно и понятно: идея церковного сноса, пусть даже заранее обещанного, звучит сегодня кощунственно.

Вот и стоят теперь два храма — готовый и строящийся — в двадцати метрах друг от друга. А Ломоносовский сквер вокруг метро, который незадолго до того жители отвоевали от торгово-развлекательного комплекса компании «Макромир» (получается, отвоевали для церквей), потерял дополнительный кусок территории.

Строительство храма Сошествия Святого Духа. Август 2018 года / Фото: «Новая в Петербурге»
Строительство храма Сошествия Святого Духа. Август 2018 года / Фото: «Новая в Петербурге»

Святодуховская церковь действительно здесь стояла. Освященная в 1912-м, она закрылась в 1939-м и оставалась посреди бывшего кладбища до 1966 года, когда по соседству построили павильон метро. Однако старый проект Александра Красовского превышен и по площади, и по высоте. Застройщик согласовал превышение высотного регламента до 31,7 м. В связи с современными СНиПами при такой высотности пришлось немного увеличить и площадь фундамента. Но самое главное — исторически Святодуховская была лишь дополнительным храмом-отпевальней при кладбище. Нынешнее расширение функционала (теперь там будет предоставляться полный комплекс церковных «услуг», включая крестильню в цокольном этаже) с неизбежностью повлекло за собой изменение проекта. Геннадий Соколов, директор компании «Архстудия», которая проектировала церковь, честно признал, что фактически речь идет не о воссоздании, а о новом строительстве, хотя приход получил участок через Арбитражный суд именно под воссоздание.

Главным приходским храмом Фарфоровой слободы была церковь Преображения Господня, стоявшая на краю кладбища и на самом берегу Невы (Фарфоровское, оно же Спасо-Преображенское кладбище, где когда-то хоронили работников завода, простиралось от нынешнего Сомова переулка до Невы). Возникает резонный вопрос: почему же восстановительная идея не началась с нее? На самом деле все просто: в 2009-м, когда приход зарегистрировался и начал активно пробивать восстановление, ставить Преображенскую было некуда, но после того как градозащитники выгнали «Макромир», место для Святодуховской освободилось.

Предположение, что изначально у каких-то закулисных кукловодов были планы по восстановлению обеих церквей, ни на чем не основано. Во всяком случае, без помощи антиклерикальных активистов они были бессильны освободить место хотя бы для одной церкви.

Симпатии властей в 2008 году были четко на стороне «Макромира», и представители клира отнюдь не шли с ними на конфликт. Поэтому добавление восстанавливаемых церквей на единицу территории шло спонтанно, по мере открывающихся возможностей. В связи с этим раскручивание цепочки началось «с конца». Сначала — временная замена Святодуховской, которая фактически и сама была «филиалом» Преображенской. Потом — капитальное строительство увеличенной Святодуховской, которая в отсутствие Преображенской становится уже основной. А теперь оказывается, что есть еще и настоящая основная, и ее тоже нужно восстанавливать. Случай на сей раз предоставил генплан Петербурга, который предполагает расширение набережной Невы вдоль проспекта Обуховской Обороны (за счет надсыпания нижнего яруса берега, расположенного у самой воды, — сейчас там прогулочная пешеходная зона).

Церковь Преображения Господня при Императорском Фарфоровом заводе как раз и стояла на самом берегу, на искусственном мысочке (уровень набережной тогда был единым). Годом постройки здания можно считать 1735-й, хотя впоследствии она неоднократно перестраивалась и, как Преображенская, была освящена в 1817 году. Особых святынь в ней не имелось, за исключением чтимого Казанского образа Божьей матери, найденного в 1770 году на дне Финского залива, и достопримечательности — 50-пудового колокола, отлитого в 1686 году в Швеции и перевезенного из крепости Ниеншанц. Церковь закрыли и снесли в 1932–33 годах, хотя она являлась памятником архитектуры. Строго говоря, если что-то и следовало восстанавливать, то именно ее — свидетельницу 200-летней истории петербургского пригорода, в отличие от недолго просуществовавшей Святодуховской.

Преображенская церковь. Фото 1920-х годов
Преображенская церковь. Фото 1920-х годов

Инициатором воссоздания является на сей раз не Святодуховский приход, а организация под названием «Фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в Санкт-Петербурге», зарегистрированная в ЕГРЮЛ год назад. Ее директор и учредитель Илья Козлов управляет еще пятью аналогичными организациями, расположенными в том числе в Подмосковье и в Амурской области. Замглавы Невского района Д. А. Захаров сообщает, что инициатива поддержана администрацией и что новая церковь должна разместиться «на историческом месте между берегом Невы и проспектом Обуховской Обороны, напротив дома 151».

Можно было бы махнуть рукой, до дела еще далеко, но с учетом скорости строительства Святодуховской церкви (разрешение Госстройнадзора получено год назад, а стены уже доросли до уровня второго этажа) стоит отнестись к проекту серьезно. Станет ли это воссозданием? Наверняка нет, так как ландшафтные условия предполагаются совсем другими (если только город не затеет за счет бюджета строительство специального церковного «мыска», какой был встарь).

Так как места между проезжей частью и водой будет мало, церковь съест большую часть тротуара и перекроет проход по набережной.

И тут мы переходим к основному вопросу — зачем? Зачем три новых храма вокруг одной станции метро? Еще в 2000-х годах, до всех скандалов с часами патриарха и Исаакиевским собором, по результатам опросов регулярно посещали церковь только 2% горожан (притом что ассоциировали себя с православием порядка 80%). Вряд ли сегодня этот процент увеличился. Так не слишком ли много городского пространства мы отдаем для нужд этой не самой большой группы?

Не хочется в очередной раз повторять поговорку-предсказание о многочисленных и пустых храмах, но это действительно будет не лучшей иллюстрацией победы духовности. Реальным двигателем избыточного парада храмов являются всего несколько десятков человек, обладающих а) деньгами, б) влиянием, в) самое главное — ошибочной уверенностью, что вложением денег в возведение церкви они смогут «закрыть» грехи и купить себе место в царствии небесном. Побороть их финансово подкрепленную волю к спасению души очень трудно — слишком неравны наши весовые категории. Поэтому мы можем лишь воззвать: граждане! Вас обманули. Билет в рай не эквивалентен количеству построенных церквей.


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ | АРХИВ ПУБЛИКАЦИЙ | PDF


shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow