- Оружие с 25 лет и с датчиками. После стрельбы в политехническом колледже в Керчи, где погибло 20 человек и как минимум 50 получили ранения, перед депутатами Госдумы встал вопрос, что нужно сделать, чтобы избежать подобных трагедий. На следующий день после случившегося первый замглавы Комитета Госдумы по развитию гражданского общества Иван Сухарев заявил, что подготовит законопроект о повышении возрастного ценза для продажи оружия — до 21 года. Такое предложение поддержала Уполномоченный по правам человека в России Татьяна Москалькова. Однако, по мнению Москальковой, минимальный возраст стоит поднять еще выше — не менее 25 лет. Владимир Путин уже поручил Росгвардии серьезно усилить контроль в сфере оборота оружия: «Жду от вас конкретных предложений, в том числе законодательного характера», — сказал президент на прошедшей в Кремле встрече с высшими офицерами и прокурорами. В МВД уже предложили вариант: оснастить гражданское оружие датчиками слежения, — но эксперты отреагировали на него негативно, так как, по их мнению, инициатива не принесет ничего, кроме огромных затрат.
- Видеоигры вне закона. Второе, что также было предложено запретить, — это видеоигры. Тема обсуждается уже очень давно. Предлагалось, например, наносить предупреждение об опасности и запрещать видеоигры с антироссийским содержанием. В сентябре замглавы администрации президента Сергей Кириенко заявил, что видеоигры являются одним из способов «политического влияния» на детей. А после керченской трагедии вопрос поднял депутат Госдумы Евгений Марченко: «Нужно запрещать их, чтобы молодежь не ломала себе психику». Пользователи интернета не восприняли серьезно предложение депутата, так как вспомнили, что Марченко не привыкать накладывать запреты — например, три года назад он уже пытался защитить россиян от поездок в Турцию, Египет и Таиланд из-за несоблюдения там норм безопасности. А в 2016 году Марченко призвал запретить группу «Ленинград» из-за пропаганды алкоголизма и нецензурной брани в клипе «В Питере — пить». Лидер группы Сергей Шнуров на это ответил тогда так: «В таком случае как таковое искусство нужно запретить — только новости».
- Никому не знакомиться. На прошлой неделе глава Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Плетнева выступила против сайтов и мобильных приложений для знакомств, а заодно и против всего интернета. «Вообще интернет [нужно] ограничить, ведь все, что негоже, оттуда черпают наши дети и молодежь, и старики там уже сидят. Сплетни там всякие и вранье», — заявила Плетнева. Что за вранье «негоже» черпать из интернета, депутат не уточнила. А что касается сайтов знакомств, по мнению Плетневой, их нужно запретить из-за возможности наткнуться на аферистов. К тому же «блокировка этих ресурсов будет способствовать развитию правильных отношений». Пользователи интернета вспоминают, что у Плетневой уже были ограничительные советы, например, в отношении российских женщин. Перед чемпионатом мира по футболу она посоветовала русским девушкам не вступать в сексуальную связь с иностранными болельщиками, так как «еще со времен Олимпиады-80 в СССР было много матерей-одиночек».
- Тлетворное влияние праздников. На волне подобных предложений депутат Виталий Милонов не забыл о своем ежегодном желании запретить празднование Хэллоуина в школах. Причем в интернете можно отследить, что депутат напоминает о себе этим предложением уже как минимум на протяжении пяти лет. В этот раз он обратился к министру просвещения Ольге Васильевой с аргументом о «сатанизме» праздника.
- Кальяны под нож. Общероссийский народный фронт (ОНФ), в свою очередь, подготовил для Госдумы законопроект о запрете на курение кальянов и электронных сигарет в заведениях общественного питания. Также в ОНФ заявили, что будет предложено повысить акцизы на все электронные курительные девайсы: «Это приведет к увеличению их стоимости и снижению доступности для молодежи», — говорится в пресс-релизе ОНФ. Инициатива запрета, как утверждают в организации, обусловлена «охраной здоровья граждан».
Сергей Еникополов
Заведующий отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья, ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. Ломоносова
— Депутаты хотят каким-то образом отреагировать. Каким — они не очень хорошо понимают. Их не очень интересует мнение экспертов. А поскольку они ничем не занимаются, кроме выдвижения таких идей, таким образом они либо светятся, чтобы попасть в сообщения СМИ, либо просто хотят выразить свои эмоции. Это больше связано с их проблемами, потому что большого ума запрет не требует. Когда просто накладывается запрет — это какая-то блажь. Кроме того, таким образом они дискредитируют государственную структуру, которая и так имеет невысокий рейтинг доверия (насколько я понимаю по исследованиям).
Реакция запрета с психологической точки зрения — это детский уровень. Ударился ты об табуретку, в ответ — ударил ее сам. Хотите запрещать Хэллоуин? Придумайте какой-нибудь праздник. Людям нужны праздники, нестандартные и нетривиальные. У нас исчезли карнавалы, потом был аналог — каляды. Потом уже к нам пришел Хэллоуин. Раньше пол-Москвы отмечало День святого Патрика. А где он сейчас? Нигде, сам умер. Если вы запрещаете Хэллоуин, обратитесь к этнографам, антропологам, специалистам, чтобы определить, в чем специфика этих праздников. Тогда вы поймете, что запрещаете, чего лишаете людей и чем это заменять.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68