Наибольший ущерб от стихии Сочи получил 25 октября. В пятницу вечером и ночью опять шли дожди. Правда, не столь яростные, как накануне. Надо сказать сразу, что подобные происшествия на «главном курорте страны» не редкость. Ливневые наводнения случаются каждые два-три года. Последнее серьезное — если судить по ущербу — было здесь в июне 2015 года.
В ходе олимпийского строительства, которое стартовало в Сочи в 2007 году, тоже случались потопы. Поэтому часть горожан склонна считать, что виной всему эта грандиозная стройка. Она будто бы нарушила в некоторых местах естественный сход воды к морю.
Доля истины в этом есть. Кое-где построили ливневую «олимпийскую» канализацию, но она явно не справляется. Хотя, объективно говоря, это явление локальное. Что же касается города в целом, то его затапливало и раньше, когда никто о зимних Играх в Сочи даже не помышлял. В свое время широко прозвучало наводнение 1991 года, которое уничтожило только что построенный комплекс «Новая Мацеста». Во второй половине 1990-х, особенно в конце десятилетия, тоже затапливало знатно. Причем — самый центр города, не говоря уже о периферийных районах.
В этот раз, кстати, центр устоял, отделался парой дождей. Чего не скажешь об Адлерском, Хостинском и Лазаревском районах. Из-за схода селей в Лазаревском остановилось движение поездов. Краевые власти доложили, что застрявшим пассажирам подвозят воду и питание. В соцсетях пишут обратное. Кому верить — непонятно.
А разрушение моста через реку Макопсе прервало сообщение и по федеральной трассе А-147. Дорога на несколько дней стала непроездной: ремонтно-восстановительные работы пока не окончены. Само собой, в четверг тут скопились огромные гудящие пробки. В связи с чем местные власти попросили горожан на два-три дня отказаться от активного передвижения по этой дороге. Да и по затопленным местам — тоже.
Как обычно бывает здесь при любой «чрезвычайке», возник ажиотажный спрос на бензин. На АЗС выстроились очереди. Однако уже в пятницу они рассосались. Вообще-то реакция сочинских водителей естественна: в прежние годы из-за проблем на дорогах, вызванных стихией, с подвозом бензина бывали перебои. Но нынешних запасов топлива, видимо, хватило. По крайней мере закрытых АЗС в городе не наблюдалось.
В Адлере сильнее всего пострадал — и не первый уже раз — поселок Орел-Изумруд и территория бывшего чайсовхоза. Как и в 2015 году, самая острая ситуация сложилась на улице Банановой, которая превратилась в бушующий поток. Частично пострадали, но на сей раз не так сильно, также улицы Гастелло и Петрозаводская. Картина трехлетней давности повторилась во многом: снова вышла из берегов речка с не очень-то печатным названием Херота. В прошлый раз причиной наводнения здесь назвали усиленное строительство коммерческого жилья в ее пойме. Ко всему прочему ситуацию усугубляют давно нечищеное русло и низко висящие мосты. При разгуле стихии за них цепляются плывущие деревья, мобильные торговые точки и разный хлам, что создает некое подобие запруд. От них вода резко поднимается и затапливает улицы.
Плавающие, а то и вовсе утонувшие автомобили — это здесь в порядке вещей при каждом природном катаклизме.
Вследствие всех этих происшествий в Сочи, как и почти во всем Краснодарском крае, было введено чрезвычайное положение. Его объявил мэр города Анатолий Пахомов, прервавший по такому случаю свой отпуск. Кстати, во время его отсутствия в городской администрации прошла новая волна арестов высокопоставленных чиновников. Но ради этого Пахомов не пожертвовал своим отдыхом. И что еще удивило горожан — мэр отправился в отпуск во время пребывания в Сочи президента Путина. Старожилы не помнят, чтобы прежние главы города таким образом игнорировали приезд «начальника страны». Они в таких ситуациях всегда находились на работе. Да и Пахомов до этого случая исключением не был. А теперь вот стал.
Анатолий Николаевич вышел из отпуска еще и для того, чтобы сказать вот это:
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Погибших и пострадавших в Сочи нет, эвакуированы около 80 человек.
Обычно тут считают ущерб по городским микрорайонам и разным знаковым местам. Про села, коих здесь более семидесяти, говорится нечасто, как и о дачных товариществах. Но там тоже люди живут, а власти к ним с помощью приходят редко. Почистят дороги от оползней и упавших деревьев — и хватит.
Хотя именно в сельской местности жители чаще других сидят без света при каждом ударе стихии. Да и локальные водопроводы на несколько дней обычно выходят из строя.
Кстати, в 2015 году общая сумма ущерба в целом по Сочи составила около 760 млн рублей. Из них 410 млн рублей пришлось на муниципальную собственность и 350 млн — на жилые дома. В списке поврежденных тогда значились 983 дома. Пострадавшими были объявлены 41 улица, 6 объектов, курируемых управлением образования и науки, 10 объектов культуры и 3 объекта здравоохранения. Это не считая десятков трансформаторных подстанций, объектов канализирования и водоотведения.
Ущерб от нынешнего удара стихии еще не посчитан. Власти говорят, что оценка потребует около недели. Вот и режим ЧС на предстоящие дни пока не снимается.
Любой сочинский катаклизм не обходится без людей, которые хотят урвать деньжат, пользуясь случаем. Впереди всех в шкурном деле традиционно идут, а точнее — едут, местные таксисты. Зная все обходные тропы, благодаря которым через буераки можно объехать вызванные наводнением пробки, они загибают цены «от фонаря». А куда деваться клиенту, если он, например, опаздывает на самолет?
С авиационным же транспортом было так: катастрофы с массовой задержкой вылетов не произошло. В международном аэропорту Сочи в общей сложности из-за погоды притормозили вылет всего четырех рейсов. И еще три самолета сели в других аэропортах, дожидаясь лучшей видимости. Что не помешало многочисленным сообщениям в соцсетях, будто авиакомпании моментально подняли цены. Например, председатель общественной организации по защите прав потребителей «Гарант» Дмитрий Ерошенко распространил информацию, что цена даже на ближний маршрут, а именно — на авиаперелет «Сочи–Краснодар» выросла до 15 тыс. рублей. Хотя, если проверить, то выходит, что на сегодняшний день пиковая цена на этот рейс составляет 13 тыс. 800 рублей, а обычная — около 5 тысяч.
Что же касается спекуляции товарами первой необходимости и товарами специфическими, такими как, например, стеариновые свечи, то в этот раз она Сочи обошла стороной. А в прежние годы такое очень даже бывало. Ушлые люди продавали их прямо на тротуарах по пяти–семикратно завышенной цене. Но слово «спекулянты» все же всплыло, хотя и не в Сочи. Губернатору Краснодарского края Вениамину Кондратьеву на них пожаловались жители Туапсинского района. Будто бы «спекули» скупают в маркетах на корню питьевую воду, а потом перепродают втридорога. Кондратьев велел туапсинскому главе проверить факты и навести порядок. В Сочи же с расфасованной водой никаких проблем нет — продается в любом магазине свободно.
У нынешнего сочинского катаклизма есть еще одно не слишком приятное последствие. Шквал ливней, обрушившийся в четверг на курорт, сразу привел к заметному похолоданию. А в горах выпал снег, его видно отовсюду. Хотя еще несколько дней назад на пляжах было полно народу. Похоже, купальный сезон здесь закончился.
Олег Галицких — специально для «Новой», Краснодарский край
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68