В трагической гибели саудовского журналиста Джамаля Хашодджи фигурирует один технический аспект, который, будучи компьютерным гиком, я никак не мог обойти вниманием. Речь о некоем «неопровержимом доказательстве убийства», о котором турецкие власти заговорили с первых дней расследования.
Для адекватной оценки информации о «неопровержимом доказательстве» нам понадобится, помимо ряда технических деталей, о которых расскажу ниже, минимум хронологии.
2 октября в 13 часов 14 минут Джамаль Хашодджи вошел в здание саудовского консульства в Стамбуле, собираясь получить документы, необходимые для оформления нового брака.
В 17:33 невеста Хашодджи — Хатиче Ченгиз, ожидавшая Джамаля у входа в здание, обратилась к сотрудникам консульства, обеспокоенная тем, что ее суженый до сих пор не вернулся. Ей ответили, что внутри здания посторонних нет, и скорее всего, они разминулись.
Хатиче Ченгиз сразу набрала номер советника президента Турции, к которому Хашодджи рекомендовал обратиться в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Советник, видимо, сам информировал полицию, которая начала расследование.
Еще до того, как был проведен обыск в здании консульства и в резиденции консула Саудовской Аравии, где были обнаружены следы ДНК журналиста, а также зафиксированы попытки эти следы уничтожить сотрудниками дипмиссии, турецкая полиция заявила о наличии у нее «неопровержимых доказательствах убийства». Речь шла о некоей аудиозаписи, запечатлевшей жуткие подробности: как Хашодджи избивали, как ему отрезали пальцы, как расчленяли. Ни больше, ни меньше.
Говорят, что копии записи извлекли из айфона Хашодджи, который он оставил своей невесте перед тем, как войти в консульство, а также из облачной системы Apple (iCloud).
Западные СМИ ссылаются на турецкую проправительственную газету Daily Sabah, которая первой сообщила об айфоне и «умных часах» Apple Watch — именно на них, якобы, была произведена судьбоносная запись. Daily Sabah в цифровом варианте выходит по-русски, по-немецки, по-английски и по-арабски.
Я проверил: в русском издании ни о часах, ни об айфоне нет ни слова.
В немецкой версии мельком поминается анонимный сотрудник турецких спецслужб, который рассказал о загадочной записи. В английской версии турецкая газета называет источником информации агентство Reuters, которое передало дословно следующее: «У Хашодджи были чёрные Apple Watch, соединённые с одним из телефонов, когда он входил в здание консульства. Высокопоставленный чиновник турецкого правительства и старший офицер службы безопасности сообщили, что два связанных между собой гаджета лежат в самом центре расследования об исчезновении Хашодджи».
По большом счёту неважно, кто первым запустил утку про айфон и «умные часы». Важно, что эта версия на полном серьёзе предлагается публике в качестве ключевого источника разоблачающей информации.
При этом прочие доказательства, как то ДНК Хашодджи, обнаруженное в консульстве и в резиденции консула, а также 15 сотрудников саудовской разведки, прилетевших в Стамбул на частном самолёте накануне гибели журналиста, - подаются именно как подтверждение таинственной звукозаписи.
Во что же нам предлагается поверить? Полная версия, растиражированная сегодня СМИ по всему свету, выглядит следующим образом. Хашодджи оставляет свой айфон (вместе с ещё одним мобильным телефоном, предназначенным, предположительно, для звонка советнику президента Эрдогана) своей невесте Хатиче Ченгиз, нажимает кнопку аудиозаписи на своих «чёрных часах» и входит в здание консульства. Там его хватают, пытают и убивают. Всё это время «умные часы» пишут звук.
В какой-то момент убийцы догадываются, что ведётся запись, и пытаются вскрыть часы Хашодджи, подбирая код доступа. Эту неудачную попытку взлома турецкие спецслужбы якобы определили по аудиозаписи. В конце концов преступникам удаётся вскрыть часы, приложив к ним палец уже мёртвого журналиста. Они стирают записи, однако передача данных на айфон и в облако iCloud уже состоялась.
Для человека, знакомого с техникой Apple, озвученная версия выглядит лютым бредом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Начну с конца: в умных часах Apple Watch нет дактилоскопической защиты, поэтому пальцы прикладывать бессмысленно. О версии с пальцем я узнал из расследования корреспондента BBC по технологиям Рори Селлана-Джоунса, который, в свою очередь, ссылается на ту же пресловутую Sabah, а затем, разумеется, опровергает этот абсурд. Характерно, что в самой Sabah мне ничего про «вскрытие часов пальцем» обнаружить не удалось.
Впрочем, всё это не имеет значения.
Главное, что Хашодджи никак не мог переслать аудиозапись ни на свой айфон, ни в облако iCloud. И вот почему. Начнём с самого факта аудиозаписи. В штатной операционной системе умных часов Apple звукозаписывающего приложения нет. Зато есть программы сторонних разработчиков. Предположим, Хашодджи скачал нужное приложение и запустил запись перед злополучным походом в родное консульство.
Передать аудиозапись с умных часов непосредственно на айфон можно только по протоколу Bluetooth. Для того, чтобы такая передача состоялась хотя бы в теории, невеста журналиста должна была стоять непосредственно под окнами кабинета, в котором его пытали. Даже если предположить, что Хатиче Ченгиз могла свободно перемещаться по периметру режимного здания, она точно не знала местонахождение Хашодджи.
Остаётся единственный вариант: «умные часы» журналиста залили аудиозапись сначала напрямую в облако iCloud, а только потом она синхронизировалась оттуда с айфоном, который находился у Хатиче Ченгиз, а затем попал в руки турецких дознавателей.
В телеинтервью, которые давал Хашодджи незадолго до смерти, можно увидеть, что у него на запястье были часы Apple Watch предпоследнего — третьего — поколения (чёрные, со стильной красной кнопкой). Начиная именно с этого поколения в умных часах Apple появился автономный модуль мобильной связи, поэтому в принципе прямое сообщение между часами и облачной системой (через интернет) было возможно.
Загвоздка в том, что ни в одной модели Apple Watch — ни третьего, ни четвёртого поколения — роуминга не существует в принципе. Следовательно Хашодджи никак не мог воспользоваться услугами своего американского мобильного оператора для того, чтобы оставаться онлайн в Турции. Для получения доступа к интернету требовался какой-то местный оператор мобильной связи.
Заключительный аккорд: ни одна из существующих моделей Apple Watch третьего поколения — A1860, A1861, A1889, A1891, A1890, A1892 — не поддерживает ни одного турецкого мобильного оператора. Можете убедиться сами.
На всякий случай: Apple Watch последнего — четвёртого — поколения в Турции тоже не работают. Иными словами, аудиозапись, которая, якобы, находится у турецких дознавателей, никак не могла быть получена через умные часы Apple Watch погибшего журналиста.
Откуда же она взялась? Можно предположить два варианта.
Вариант первый: турки прослушивали саудовское консульство. Трудно представить сферу деятельности, более отдалённую от моих профессиональных интересов, однако знания, которые у меня всё-таки есть в области информационных технологий, заставляют с большим скепсисом относиться к возможности такой прослушки. В том смысле, что установить жучки, безусловно, можно, однако обнаружить их современным техническими средствами тоже можно - за 15 минут.
Второй вариант: Хашодджи отправился в консульство, предварительно пообщавшись с турецкими спецслужбами. В этом случае и часы у него могли быть «особенными», и иных способов трансляции звукозаписи могло быть предостаточно.
В пользу этого варианта говорит и ещё одно, правда, косвенное, обстоятельство. Помните сотрудников саудовской разведки, которые прилетели в Стамбул накануне гибели журналиста? Так вот, турецкие спецслужбы «вели» их с момента прилёта! Не упустив при этом ни единой детали: и как те проходили паспортный контроль, и как размещались в двух отелях недалеко от консульства, и как посетили базар для покупки большого чемодана (в котором, предположительно, затем перевезли Хашодджи из консульства сначала в резиденцию консула, а оттуда — по версии турецкой полиции — в пригородный «Белградский лес»), и как прибыли на машинах с дипломатическими номерами в консульство за час до появления там журналиста (в 12:13), и как переместились затем в чёрном лимузине и чёрном минивэне Mercedes VITO в резиденцию консула в 15:07, и как улетели на родину двумя частными бортами в 18:20 и 21:00 в тот же день убийства.
Одно непонятно: если турки следили за саудовскими ликвидаторами с самого начала и заблаговременно, если отправили Хашодджи в консульство, снабдив прослушкой, почему тогда его не спасли?
Я далёк от любых инсинуаций, тем более — от столь дикой, как хладнокровное заклание журналиста, поэтому склоняюсь к тому, что информация о перемещениях «саудовской делегации» была получена пост-фактум, то есть уже после гибели журналиста и по результатам сопоставления данных, собранных с бесчисленных камер видеонаблюдения.
Между тем по-прежнему остаётся открытым вопрос о происхождении аудиозаписи: откуда она взялась, если версия с Apple Watch и айфоном не выдерживает критики? А, может, никакой записи не существует в природе? Откуда тогда появились жуткие подробности убийства? Не из следов же ДНК, обнаруженных с помощью ультрафиолетового облучения интерьеров консульства.
Выводы о политической подоплеке всего этого технологического триллера предлагаю сделать читателям самостоятельно.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68