Доктор Гаспар Арнери бородат и эксцентричен, как гении Академгородка 1960-х. Он и живет за Железным Занавесом, испещренным формулами, значками таблицы Менделеева, символами планет. Здесь все живут за Железным Занавесом размером в зеркало сцены БДТ. Он темен, страшен, но красив по-своему. Как и трапеции цирка в форме красных звезд.
Могучий ставит сказку Олеши 1924 г., с ее взрослыми смыслами. «Хрустально-прозрачную прозу, насквозь пронизанную огнем революции», — по определению Осипа Мандельштама.
«Три Толстяка» Андрея Могучего и сценографа Александра Шишкина в БДТ — цикл спектаклей. Вышли «Эпизод 1. Восстание» и «Эпизод 2. Железное сердце», две двухчасовые феерии. Готовится к премьере финальная часть. Поедет постановка когда-либо на гастроли? Скажем, в Москву?
Пока нет ответа: декорация прихотлива, огромна и явно очень сложна для перевозки.
А в роли Площади Звезды сам Суворинский театр на Фонтанке: Тибул (в этой сцене — каскадер Максим Кагин) идет по канату через многоярусный, лепной, золоченый зал БДТ. И сраженный белогвардейской пулей скользит на лонжах в ложу. Там ждет его Дева Смерть.
Так что смотреть «Трех Толстяков» надежнее в Петербурге. Подросткам и взрослым. Конечно, эта эпопея — вечерний спектакль. Именно на взрослого зрителя — при всей роскоши — он сделан.
Эта чумовая антиутопия с тортом до колосников, босховским сбродом циркачей дядюшки Аугусто, пламенным пролеткультовским бредом Тибула и Суок, пионерским хором Юных Космических Разведчиц (есть там и такие гражданочки в довоенных артековских панамках и ремнях), со старорежимными игрушками наследника Тутти, разметанными народным гневом по сцене, — словно продолжение «Губернатора», мистерии Кровавого воскресенья.
Но это и развитие тем Circo Ambulante — московской антиутопии Могучего в театре Наций. Притчи о том, как вы-ы-ыстрадавший свою свободу и свою безработицу народ перестраивает мясокомбинат в цирк мирового класса. Цирк у них в природном амфитеатре — в жерле вулкана.
В 2012-м, перед премьерой Circo Ambulante Андрей Могучий писал о нашей героической современности: «Ни под один флаг вставать не хочется… Все великие идеи умерли, ни одна не родилась. Думаю, уже очередь выстроилась из желающих приватизировать энергию проснувшихся масс».
«Три толстяка» — и про жизнь замечательных идей, и про темные фантомы будущего, и про общества по приватизации энергии масс. Все они — с ограниченной ответственностью.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Гвардейцы «Трех Толстяков» — в камуфляже спецназа, с навороченными стрелялками. Учитель танцев Раздватрис затянут в черную кожу, униформу поп-звезды, близкой к поп-двору. Г-жа Первый Правительственный чиновник (Ируте Венгалите) не похожа ни на одного постоянного героя новостных программ — и усталым деловитым цинизмом похожа на всех. Явно присущий ей здравый смысл приводит ее к одному выводу: этим, что в публике, веры нет. Бестиарию свиты и личной охраны — веры нет тоже. Цирк стоит на вулкане… и нужно с этим жить. Пока можно.
А какие в БДТ «силы света»? Мне вот с детства казалось, что Тибула и Суок Юрий Олеша свел в сказку с полотна Пикассо «Девочка на шаре». Картина жила в России с 1913 года. Волей восставшего народа реквизирована у миллионера И.А. Морозова. (Он и сам собирался дарить свое собрание г. Москве, но пролетарская власть успела раньше… А Морозов вскоре и помре…)
С 1923 года «Девочка на шаре» выставлена в Москве в Музее новой западной живописи. «Три толстяка» написаны в 1924-м. Парижскую Площадь Звезды (не похожую на ту, что в сказке) Олеша, волей восставшего народа, так никогда и не увидел. А Пикассо видел наверняка.
Но в БДТ‑2018 Суок (Ольга Ванькова) на Девочку на шаре, на куклу наследника Тутти подчеркнуто не похожа. Ярко-рыжая, крепко сбитая, хлебнувшая уличной работы бродячих циркачей на больших и малых площадях в любую погоду — она горит честным негодованием. Она качается на трапеции с красным знаменем. И костюм ее сшит из бархатного флага Страны Советов. Потрепанного флага, бережно купленного (спасенного!) где-то на блошинке.
Вышитый герб СССР со всеми колосьями и земшаром сияет на костюме во всю грудь.
Они с Тибулом (Виктор Княжев) — как пара трудных подростков, юных нацболов, комсомольцев 1920-х. Они так страстно, со святой верой несут бред о железном сердце тирана Тутти, что доктор Арнери (Александр Ронис) может лишь протирать очки, а балаганщик дядюшка Аугусто (Дмитрий Воробьев) — беспомощно орать под купол, где витают его ребята:
— Канатоходец не должен идти в политику!
Набеленная Дева Смерть с косой (Аграфена Петровская) маячит рядом. Вот заденет канат…
Но сквозной и самый интересный персонаж тут все же — доктор Гаспар. С его привычками анахорета, поглощенного лабораторией, невинной рисовкой, академическим щегольством (в персонаже Рониса очень видны люди 1960–1970-х). С памятью о научном руководителе — Иване Ильиче Тубе, близком к Кремлю и много претерпевшем в НКВД. Доктор Гаспар горд своим уровнем секретности, позволявшим многое: прямо-таки кататься на велосипеде за стеной города.
…Танк эффектно въезжает в его лабораторию (в городе идут уличные бои). Старый мир рушится на глазах. Потрепанный человеческий зверинец циркачей становится домом, островом тепла и единственной ценностью д-ра Арнери. С этим мы и оставляем многослойный балаган БДТ.
Третья часть «Трех Толстяков» Андрея Могучего должна выйти в текущем сезоне.
Тогда и выстроятся все смыслы притчи, опаленной революцией — и веком после нее.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68