СюжетыОбщество

Посадить бы в лодку чиновников

В порту Выборга закрыли пункт пропуска маломерных судов. До Петербурга большинство иностранных яхтсменов могут просто не доплыть

Посадить бы в лодку чиновников
Фото: «Новая газета»
Хотели бы вы, отправляясь на машине в Финляндию, на прохождение только российской границы потратить сутки? Вот и выборгские яхтсмены перестали ходить в сторону Балтики. А про финские и другие иностранные яхты Выборг может просто забыть.

Теперь яхты, выходящие из Петербурга, закрывают границу в Кронштадте и идут напрямую в Финляндию, не имея права останавливаться в Выборге. А выборгским яхтсменам, чтобы выйти в Балтику (например, в Хельсинки, Таллин), надо пройти таможню на первом шлюзе Сайменского канала, а затем подниматься в противоположную от Балтики сторону на пятый шлюз, чтобы пройти пограничников, и опять спускаться вниз, к морю. Итого вверх-вниз по каналу — 10 шлюзов. Это от десяти часов до суток в зависимости от трафика на канале.

Закрытие пропускного пункта идет вразрез с заявлениями чиновников Петербурга и области о развитии яхтенного и водного туризма, о том, что надо привлекать иностранных яхтсменов в наши гавани, а число яхт, заходящих в наши порты, довести до уровня Хельсинки.

Для сравнения: за лето в Петербург заходит не более 100 заграничных яхт, в Хельсинки — более 19 тысяч.

«Теперь яхтсменам-иностранцам надо идти мимо Выборга — до форта Константин (в Кронштадте), — сокрушается президент Парусного союза Петербурга Сергей Алексеев. — Это 100 миль. Я мечтаю посадить в яхту таможню с погранцами, чтобы они проделали этот путь и поняли, что делают!»

Запредельная цифра

В Европе безопасным считается морской переход на 30 миль — непрофессиональные спортсмены могут его проделать в дневное время. На таком расстоянии принято строить гавани для отдыха. Евросоюз разработал проект, который называется «30 миль». К проекту присоединились Эстония и Финляндия. Россия в нем участия не принимает.

Ближайший погранпункт от границы России находится в Кронштадте на форте Константин — это около 80 миль: дистанция в три раза больше той, которую принято считать у яхтсменов комфортным переходом. Такой поход — днем и ночью, без остановок, несмотря на погоду или количество оставшегося топлива — может занять более полутора суток. Зайти в тот же Выборг или другую гавань без оформления штампа о проходе границы, дозаправиться или просто встать на якорь — нельзя, это нарушение закона РФ.

Яхт-клуб «Форт Константин» / Фото: sailingunion.ru
Яхт-клуб «Форт Константин» / Фото: sailingunion.ru

Переход такой протяженности по Балтике под силу не каждому экипажу яхты, особенно если это обычная европейская семья, которая просто отправилась в отпуск с детьми и собакой. А именно таким является портрет типичного европейского туриста на яхте.

«Средний возраст яхтсменов — от 40 до 70 лет, — говорит Сергей Немцов, яхтсмен и руководитель предприятия в Выборге, производящего причальное оборудование. — Среди них нет спринтеров, это не молодые люди, которые могут провести двое суток, не выходя из-за руля, у них нет сменных экипажей, чтобы меняться местами. Для них важна безопасность. Они же отдыхают, а не в гонках участвуют».

«Между Выборгом и ближайшим КПП Финляндии на острове Сантио около 40 миль, — рассказывает Сергей Алексеев. — Это расстояние можно проделать за световой день не напрягаясь. Между Петербургом и Сантио 70 миль, это уже запредельная цифра».

Яхтсмен Максим Кузнецов и еще «пять корпусов» (яхт) отказались от участия в гонке финском городе Ловийса. «Нам сказали идти оформляться через Петербург (Кронштадт), — говорит он. — Это бредовая идея. Идти минимум сутки из Выборга в Кронштадт, а потом пилить обратно. В итоге на таможенные оформления может уйти до шести суток. У нас нет столько времени. Так что в этом году для нас участие в гонке сорвалось. Я думал, здравый смысл возобладает, оформят пропуск в Выборге, но не получилось».

От закрытия пункта в Выборге потерял и форт Константин, хотя на нем имеется свой пункт пропуска.

«Какая разница, где яхтсмены перейдут границу, — говорит руководитель по развитию форта Кирилл Разумов. — Если бы они могли сначала зайти в Выборг, растаможиться и потом неторопливо, с ночевкой идти к нам — количество посещений форта Константин иностранными туристами было бы куда больше.


Проблемы в работе пограничной и таможенной службы в Морском порту Выборга были уже давно: пункт пропуска закрывали три года назад, потом открыли снова.

В Выборге сотрудник погранслужбы на анонимной основе сообщил «Новой», что пункт пропуска не закрыт, просто перестал быть безопасным: «Мы не закрываем и не открываем пункты пропуска. Место не оборудовано. Росморпорт признал, что понтон (на котором оформлялись яхты) в аварийном состоянии, он был снят. У пограничной службы своего понтона нет. За оборудование отвечает Росгранстрой вместе с портом. То есть нам создали условия для работы — мы оформляем, не создали — не оформляем. Насколько я знаю, Росгранстрой направлял запрос в администрацию Ленобласти, но там этот вопрос попросту игнорируют». К слову, запрос «Новой» областные чиновники тоже оставили без ответа.

Когда мы стали разбираться, почему аварийный понтон нельзя заменить на новый, выяснилось, что он не принадлежит пограничникам. Это собственность коммерческой организации, а пограничники и таможенники занимают на причале положение гостей, которых нельзя выгнать.

«Понтон нам должна представить организация пункта пропуска в лице Росгранстроя или администрация той транспортной организации, в чьем ведении находится пункт пропуска», — сообщил источник.

«[Пограничники] отвечают, что причальные устройства не соответствуют нормам безопасности, — недоумевает Сергей Алексеев. — Во всем мире причалы с пограничными пунктами принадлежат властям, а у нас почему-то частные причальные сооружения. То же самое и в форте Константин. Мы не можем понять, почему пограничники сидят на частном причале».

Мы обратились с запросами в Росгранстрой, Морской порт Выборга, администрацию Ленобласти, Пограничное управление ФСБ России. Ответил только ФГКУ «Росгранстрой». Его руководитель Виталий Шишмарев сообщил «Новой», что пункт пропуска через границу в морском порту Выборга функционирует, но не оборудован в соответствии с нормативными требованиями: «Какое-либо движимое и недвижимое имущество […] за ФГКУ «Росгранстрой» не закреплено». По его словам, ранее пограничники оформляли яхты на причале № 1, где использовался понтон, принадлежащий ООО «Портовое оборудование». Но с 2015 года стоянка и оформление маломерных судов там приостановлены, так как причал и понтон не соответствуют требованиям безопасности. Сейчас Росморпорт предоставил для этих целей причал № 2, но и он небезопасен, потому что отсутствует «специальная площадка для посадки, высадки людей, а также швартовые и ограждения, предохраняющие от случайного падения людей в воду».

Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт» / rosmorport.ru
Петербургский филиал ФГУП «Росморпорт» / rosmorport.ru

В письме Виталия Шишмарева упоминаются бесчисленные совещания по этому поводу с участием представителей администрации Ленобласти, Выборгского района, собственников и операторов морского порта, туристических организаций, Росгранстроя и др. Результат пока близок к нулю. Есть только письмо в правительство Ленобласти с просьбой рассмотреть вопрос о реконструкции портовой инфраструктуры.

«Оператор морского порта Выборг ОО «Порт Логистик» с представителями ФГУП «Росморпорт» в настоящее время прорабатывают вопрос аренды причалов с целью развития морского пассажирского направления в морском порту Выборг, в том числе создания необходимой инфраструктуры для оформления маломерных судов на вход и выход.

По стечению обстоятельств, понтон закрыли через неделю после того, как губернатор Ленинградской области заявил: «Будем развивать водные виды туризма». Кстати, 2018-й год в Ленобласти объявлен Годом туризма.

А пока путь яхтсменам в Выборг закрыт. В проигрыше и спортсмены, которые не могут нормально путешествовать, и таможенники, которые не получат пошлин, и Выборг, который не получит морских туристов.

КСТАТИ
Плавучий причал (понтон), который может принять яхту до 25 м весом до 100 т стоит от 300 тысяч рублей. По словам заместителя председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Наны Гвичия, яхтсмены оставляют в городе до 400 евро в сутки (без учета обслуживания и ремонта судов), «наземные» туристы — в среднем около 250 евро. В этом году Комитет по туризму Петербурга в очередной раз заказал разработать концепцию развития яхтенной инфраструктуры за 9,5 млн рублей.

ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ ДОСТУПНЫ ПО ССЫЛКЕ


shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow