Если бы не увольнение главной героини, то произошедшая 7 августа история могла бы показаться анекдотичной. Анна Коновалова, проходя мимо помещения судебного участка № 17 Всеволожского района по адресу поселок Осельки, 2, увидела припаркованный там кроссовер «Мерседес» мирового судьи Софьи Черепановой (принадлежность машины подтвердили сотрудники суда). Внимание Коноваловой привлек странный вид номерных знаков: они были тщательно замазаны грязью так, что не читались уже с расстояния в пару метров. При этом вся машина была идеально чистой, что исключало вероятность случайного забрызгивания.
Несложно было догадаться, почему грязь оказалась столь избирательна: она защищала судейское авто от камер, фиксирующих превышение скорости, либо пребывание в зоне платной парковки. По-человечески мотив судьи Черепановой можно понять: она не первая и не последняя, кто применяет эту нехитрую тактику. Но Анна Коновалова сочла, что для представителя судейского сообщества такие махинации недопустимы. Она приблизила свой смартфон вплотную к номерному знаку: благодаря выпуклости цифр на близком расстоянии они все-таки читались. Ей попытался помешать судебный пристав Сергей (фамилию узнать не удалось), некоторое время специально заслонявший номера машины. Наконец он все же отошел в сторону, и Анне удалось зафиксировать номер Х584ВК | 178.
Вечером того же дня Коновалова выложила видеозапись на своей странице ВКонтакте и в группе «Республика Токсово». Небольшой (2,5 минуты) ролик имел небывалый успех — суммарно на всех ресурсах, куда его перепостили, видео посмотрели более 400 тысяч человек. Невинная шалость судьи стала предметом широкого обсуждения.
Пользователи в комментариях не только осудили «засекречивание» номеров, но и задались вопросом о соответствии столь дорогой машины (по предварительной оценке, Mercedes-Benz ML 350 CDI 4MATIC Софьи Черепановой может стоить 2,5 млн рублей) уровню зарплаты мирового судьи.
Надо сказать, судья Черепанова держалась до последнего. Хотя 7 августа пристав сообщил ей об интересе общественности, утром 8 августа она снова приехала на работу с замазанными номерами. И лишь вечером того же дня, когда ролик попал в горячую информационную ротацию, номера были наконец отмыты. Иными словами, только общественный резонанс заставил Софью Дмитриевну исполнить правила установки государственных регистрационных знаков.
На самом деле все могло бы на этом и закончиться. Однако за судью Черепанову зачем-то вступились коллеги — как нынешние, из судебного участка, так и бывшие, из администрации МО «Токсовское городское поселение», где она долгое время работала штатным юристом. Сначала некий сотрудник токсовской администрации (фамилию Анне не сообщили) через начальницу Коноваловой настоятельно порекомендовал ей удалить видеоролик из группы. Анна этому значения не придала, а зря: видать, забыла, что сама работает в муниципальном казенном учреждении «Культурно-досуговый центр «Токсово», которое финансируется и управляется руководством Токсовского МО. После отказа удалить ролик ее сначала лишили премии, а спустя некоторое время вынудили написать заявление об уходе по собственному желанию. Добавим, что у Коноваловой трое детей, из них двое младше 14 лет.
Но группа поддержки судьи Черепановой на этом не остановилась. В ожесточенной перепалке под роликом оппоненты Коноваловой выложили ее личные данные — адрес фактического проживания, место работы (теперь уже бывшее), небольшую задолженность по оплате ЖКХ… Среди участников дискуссии на стороне судьи были замечены секретарь судебного заседания Евгения Тарунтаева и бывшая замглавы токсовской администрации Татьяна Макарова. Исходя из того, что часть опубликованной информации могла быть получена только из судебного участка или же из учреждений, подведомственных администрации, нельзя исключать, что источниками утечки были эти лица. Хотя справедливости ради скажем, что личные данные публиковались не ими, а другими сторонниками судьи, личность которых идентифицировать не удалось. Турунтаева, например, лишь выражала неудовольствие тем, что Анна Коновалова слишком спешно удаляла эти посты, не давая людям их прочесть.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Коновалову решили поддержать токсовские активисты. В конце августа Дмитрий Сергеев и Денис Гончаров направили жалобу в Квалификационную коллегию судей Ленинградской области. В ней они сослались на закон «О статусе судей в Российской Федерации», согласно которому «во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти и достоинство судьи», а также на требования Кодекса судейской этики, в том числе такие: «вне службы судья обязан соблюдать […] федеральные законы […], следовать нормам морали и нравственности, быть честным, дорожить своей честью». Заявители уверены, что судья Черепанова своими действиями «умалила авторитет судебной власти, причинила ущерб репутации судьи, создала в обществе негативное отношение к судьям» — то есть, согласно ФЗ-3132-1, совершила дисциплинарный проступок. В связи с этим они попросили членов коллегии провести проверку, наложить на Черепанову дисциплинарное взыскание, а главное — принять меры по прекращению травли Анны Коноваловой.
Ответ пришел лишь спустя месяц. Председатель ККС Ленинградской области Ольга Дробышевская сообщила, что «коллегия пришла к выводу об отсутствии в действиях мирового судьи Черепановой С. Д. признаков дисциплинарного проступка». Доводы, касающиеся публикации личных данных Коноваловой и ее увольнения, были признаны не относящимися к компетенции ККС.
«Новая газета» безуспешно пыталась получить комментарий самой Софьи Дмитриевны и для этого обратилась в судебный участок № 17. Однако сотрудницы аппарата судьи в полном соответствии с законом передать нам контактные данные своей начальницы отказались. Мы оставили свои контакты, однако судья Черепанова, к сожалению, на связь не вышла.
Как рассказала «Новой» Анна Коновалова, после увольнения в начале сентября она уже не пытается найти работу, а собирает документы для решения своих проблем более радикальным способом — эмиграцией в Финляндию: «Я устала и больше не могу это терпеть. Мне 40 лет. До этого я десять лет проработала в осельковской школе, с цыганскими детьми (Осельки и соседний поселок Пери — самое большое место компактного проживания цыган в Ленинградской области. — Прим. ред.). Я сотрудничала с «Мемориалом», писала обращения в связи с дискриминацией цыган. В результате меня тоже вынудили уволиться. Пыталась устроиться в токсовскую школу — не взяли. Токсовская администрация ко мне не благоволит: я участвовала в борьбе по сохранению старинной водонапорной башни (об этой истории, закончившейся победой активистов, «Новая» недавно рассказывала). В мае была задержана в Питере на акции «Он нам не царь» (организованной штабом Алексея Навального. — Прим. ред.), судебное преследование не закончено до сих пор. Я просто не понимаю, за что все это обрушивается на меня одну. Ну что, мне надо было глаза закрыть и не замечать эту машину с замазанными номерами? Меня возмутило, что жульничает не обычный человек, а судья. А теперь я сижу и дрожу, что еще со мной эта судья сделает — мы ведь с ней живем в соседних домах. Понятно, что спокойно жить мне и моим детям тут не дадут. Поэтому решила уехать».
P.S.
ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ ДОСТУПНЫ ПО ССЫЛКЕ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68