КомментарийПолитика

Зачем нам берег ливийский?

Участвуя в чужих войнах, Россия может надорваться

Этот материал вышел в номере № 113 от 12 октября 2018
Читать
Зачем нам берег ливийский?
Фото: Reuters

Российская сторона опровергает английские инсинуации о том, что готовится развертывание контингента в Ливии, и что там будут базы, как в Сирии. Впрочем, когда в 2015-м шла рекогносцировка будущей основной российской базы в Хмеймиме, и когда уже шло вовсю развертывание боевой группировки, все это также опровергалось. Официальное письмо с просьбой о военной помощи от президента Башара Асада было оформлено задним числом, как и необходимое по Конституции решение Совета Федерации об отправке войск на войну за границу, когда группировка в Сирии была уже полностью сформирована и уже начала боевые действия. Теперь в Москве этим гордятся и называют военной хитростью. Поэтому нынешние опровержения возможного вмешательства в Ливии звучат не слишком убедительно.

Во времена «холодной войны» в Ливии были тысячи наших военных советников и специалистов. Туда отгрузили несметный объем современного вооружения и техники. В ливийские порты регулярно заходили наши военные корабли. Ливийский диктатор Муаммар Каддафи исправно оплачивал многомиллиардные оружейные счета вплоть до 1992 года, когда правительство новой России поддержало введение против него санкций ООН. В апреле 2008-го во время визита в Триполи Владимира Путина остаток ливийского долга в 4,5 млрд долл. был списан в обмен на обещание новых контрактов на большую сумму. Этих денег в Москве не увидели: народная революция смела режим в 2011-м при поддержке западных стран, а Каддафи растерзала толпа. С тех пор в Ливии нет полноценного центрального правительства, а различные региональные группировки воюют время от времени друг с другом в ходе вялотекущей гражданской войны. Но добыча и экспорт ливийской нефти в Европу продолжается.

В годы первой «холодной войны» Ливия была важным звеном в глобальном противостоянии СССР с Америкой и ее союзниками. Сегодня, когда по словам замглавы МИДа Сергея Рябкова, коллективный Запад является «противником», а международная ситуация «гораздо хуже», чем в худшие времена «холодной войны», Ливия, расположенная в центре Средиземноморья, может опять очень пригодиться. В Сирии развернута мощная группировка с расширенной морской базой в Тартусе и авиабазой Хмеймиме, которые обеспечивают и прикрывают с воздуха Постоянное средиземноморское оперативное соединение ВМФ, как в советское время. Логично было бы расшириться на Ливию, в которую столько было вложено и так бездарно, как считают многие в Москве, потеряно в 2011 году.

Путин тогда публично выразил свое крайнее недовольство потерей Ливии и гибелью Каддафи. Президента Дмитрия Медведева и некоторых его советников многие в Москве обвиняли едва не в предательстве.

Россия активно поддерживает самозваного фельдмаршала Халифа Хафтара, который контролирует Киренаику на востоке Ливии и возглавляет вооруженную группировку — Ливийскую национальную армию (ЛНА). Хафтар неоднократно бывал в Москве, встречался с Сергеем Шойгу и Николаем Патрушевым, а в 2017 году Шойгу принимал его на борту авианосца «Адмирал Кузнецов» у берегов Ливии. Хафтара также поддерживают ОАЭ и Египет, с которым Минобороны РФ старательно выстраивает близкие отношения. Сообщают, что Хафтар просил оружия и боеприпасов на 2 млрд долл., обещая в обмен базы в Тобруке и Бенгази. Очевидно, что-то он получил через Египет, хотя Ливия сейчас находится под оружейным эмбарго ООН.

Халифа Хафтар во время встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Фото: РИА Новости
Халифа Хафтар во время встречи с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым. Фото: РИА Новости

В Ливии замечены российские специалисты-контрактники и, возможно, спецназовцы. Одновременно, наряду с Хафтаром, Москва поддерживает связи с международно-признанным правительством национального согласия в Триполи.

Но Хафтар стар и болен: в апреле его хватил инсульт. Мало шансов, что он и его ЛНА смогут взять под контроль всю Ливию даже с серьезной российской помощью. И главное — будет нарастать противодействие.

Сирия, где Москва вмешалась в гражданскую войну, всерьез никого не интересует, ни в Европе, ни в США. Наши рассказывают, как они в Сирии противостоят Америке, но нет в реальности никакого противостояния, ни прямого, ни косвенного, иначе российские самолеты и вертолеты сыпались бы там с неба регулярно, как когда-то в Афгане. Ливия с ее нефтью намного важнее Сирии, да и вообще, до Запада, наконец, дошло послание Москвы, что он, Запад, — наш противник и что на этот вызов надо отвечать.

«Почему началась и почему закончилась Афганская война СССР?» Лекция Андрея Зубова

Кафедра истории «Новой газеты» представляет

В 80-е СССР участвовал в зарубежных гражданских войнах в Афганистане, Никарагуа, Эфиопии, в Анголе, Ливане и еще в изматывающей гонке ядерных вооружений. Страна нищала, экономика деградировала и, надорвавшись, Советский Союз лопнул. Сегодня мы «участвуем» в Сирии, в Центральноафриканской республике, в Донбассе, влезаем в Ливию. Противостояние с Западом разворачивается на новых и новых площадках, ускоренно развертывается новое вооружение. При этом наличных ресурсов у России намного меньше, чем было у СССР, чью судьбу РФ зачем-то примеряет на себя.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow