СюжетыОбщество

КГИОП обесценил блокадный памятник

Чуткое к чаяниям бизнеса охранное ведомство остается глухо к мнению экспертов международных организаций

КГИОП обесценил блокадный памятник
Фото: restate.ru
Национальная секция Docomomo International (международная организация по выявлению и защите архитектурного наследия модернизма) осудила уничтожение построек Левашовского хлебозавода, оценив действия КГИОП как «недопустимые и возмутительные».

Корпус мучного склада, проходная контора и тарно-столярный корпус были составной частью сложившейся в 1930-е композиции Левашовского хлебозавода. Исследователи отмечали характерное для супрематизма сочетание форм: огромный цилиндр шестиэтажного производственного здания с врезанным в него вторым, меньшим цилиндром котельной, держащая композицию длинная ось вытянутого прямоугольника мучного склада, напоминающая о серпе дуга тарно-столярного корпуса и характерный экспрессионистский полукруглый выступ проходной.

Хлебопекарная компания, приватизировавшая заводские здания и земельный участок, производство свернула. В 2011-м Владимир Трушковский, Маргарита Мясникова и Елена Степанова выполнили историко-культурную экспертизу, расчистившую путь для девелоперов. Ценным признали лишь композиционное ядро ансамбля, остальные постройки оказались обречены.

Визуализация проекта реконструкции территории хлебозавода / Фото: fontanka.ru
Визуализация проекта реконструкции территории хлебозавода / Фото: fontanka.ru

Основываясь на этой экспертизе, КГИОП годом позже утвердит состав и нарисованные по обрезу фундаментов «ядра» границы территории памятника «Левашовский хлебозавод. Здесь выпекали хлеб в годы блокады Ленинграда 1941–1944 гг.».

Спустя два года Мясникова и Степанова будут лишены возможности впредь выполнять подобные заказы — Минкульт откажет им в продлении аттестации.

Предмет охраны памятника КГИОП утвердит лишь в августе 2017-го — после перехода объекта в аренду холдингу RBI. Минималистский подход комитета, оставившего за бортом и упомянутые выше два корпуса с проходной, отвечал намерениям RBI возвести впритык к историческому ядру элитные многоэтажки.

Экспертиза 2018 года, исполненная Светланой Шуньгиной по заказу застройщика, сочла предлагаемый проект не противоречащим закону. С чем не согласились градозащитники, направившие в КГИОП свои возражения.

Левашовский хлебозавод в 1933-м году / Фото: oldspb.ru
Левашовский хлебозавод в 1933-м году / Фото: oldspb.ru

Так, сопредседатель петербургского ВООПИиК Александр Кононов отмечал, что декларируемое «восстановление восприятия сочетания трех объемов» не соответствует исторической правде — помимо «трех объемов», сложившаяся в 1930-е композиция хлебозавода включает и определенные под снос корпуса, а реализация проекта «нарушит восприятие и изменит облик памятника, никогда не существовавшего в предлагаемом объемно-пространственном решении».

На фактические ошибки в экспертизе указывал и депутат Алексей Ковалев, напиравший также на отсутствие в ее материалах оценки визуального воздействия — хотя новые здания высотой 28 м со всей очевидностью перекроют вид на памятник. Кроме того, при включении Левашовского хлебозавода в реестр памятников в его границы не вошла территория объекта — что противоречит ст. 3 73-ФЗ, определяющей памятник как совокупность строений и исторически сложившихся территорий.

Но КГИОП эти возражения учитывать не стал. Не удостоил он своим вниманием и февральское решение петербургского ИКОМОС, настаивавшего на включении зданий проходной, мучного склада и тарно-столярного корпуса в состав, границы и предмет охраны памятника «Левашовский хлебозавод»; равно как и направленное в комитет 4 сентября заявление Docomomo Россия с просьбой «внимательно отнестись к рекомендациям ИКОМОС CПб и принять необходимые меры по дальнейшей защите этого выдающегося памятника отечественной архитектуры, инженерии и изобретательской мысли».

Рекомендациям международных экспертных организаций последовали лишь гражданские активисты: координатор инициативной группы «Левашовский хлебозавод» студентка возглавляемой Михаилом Пиотровским кафедры музейного дела и охраны памятников СПбГУ Алина Заляева 12 сентября подала в КГИОП заявления на включение трех названных зданий в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия.

С этого момента и до вынесения вердикта комитета (на что законом отводится 90 дней) здания должны оставаться под защитой. Однако уже 25 сентября застройщик приступил к их сносу. Градозащитники вызвали полицию и обратились к губернатору и профильным ведомствам с призывом остановить демонтаж. КГИОП поспешил завить о достигнутой с руководством RBI договоренности о приостановке работ до рассмотрения заявлений Заляевой, пообещав провести его «в ускоренном порядке».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

К 1 октября RBI уже располагал отказным вердиктом комитета (в отличие от заявителя) и объявил: «Работы по реконструкции, включающие в себя разбор сооружений, закрывающих вид на памятник и не имеющих исторической ценности, будут продолжены».

Алина Заляева / Фото: «Новая в Петербурге»
Алина Заляева / Фото: «Новая в Петербурге»

2 октября на сайте городского правительства появится информация КГИОП под заголовком «Три постройки на территории бывшего Левашовского хлебозавода, в отличие от основного здания, не имеют исторической значимости и художественной ценности». Примечательно, что ранее комитет придерживался иного мнения, как минимум в отношении здания проходной, которому в 2001 г. был придан статус вновь выявленного объекта наследия.

В тексте подчеркивалось, что заявления на включение в перечень трех строений «поступилиот одного и того же физического лица, а не от «авторитетнейшей международной организации Docomomo», как утверждается в некоторых сообщениях». Засим сообщалось о приостановке работ по договоренности с RBI (без упоминания о том, что компания успела покрушить исторические стены, не дожидаясь решения комитета) и о проведенной в темпе вальса «работе по установлению историко-культурной ценности этих трех объектов» силами назначенной КГИОП комиссии. Напоминалось и о ранее проведенных экспертизах — в том числе с участием разжалованных Минкультом Мясниковой и Степановой. Что не поколебало убежденности комитета в том, что в исследованиях прошлых лет оценка объектов проведена «в полной мере с привлечением всех имеющихся архивных источников».

Наследники мародеров

Наследники мародеров

На даче Фаберже после ее использования Горным университетом недосчитались старинных печей и каминов

Хотя изыскания защитников Левашовского хлебозавода ставят под сомнение такую полноту — им, например, удалось добыть фотографии, доказывающие существование спорных построек уже в начале 1930-х (застройщик, апеллирующий к работам «уважаемых экспертов», заявлял, что сносятся здания 1960–70-х гг.).

КГИОП также подчеркивал, что экспертиза, определившая состав и границы памятника, была в 2012 году одобрена Советом по сохранению наследия. Не утруждаясь подробностями ни о предшествовавшей бурной дискуссии (на необходимости сохранения всего комплекса с его уникальной концепцией настаивали, например, Борис Кириков, Маргарита Штиглиц и Александр Марголис), ни о том, что не было кворума, а мнения присутствовавших разделились поровну (6 — за и 6 — против).

Не признавая за всеми тремя зданиями никакой ценности, комитет вынес отказное распоряжение.

Категорическое несогласие с таким итогом выразило Российское отделение Docomomo International. В заявлении, направленном в КГИОП 4 октября, выражается «категорический протест против сноса трех исторических корпусов Левашовского хлебозавода» и «глубокое возмущение халатным отношением КГИОП к рассмотрению заявлений, проходившему в ускоренном режиме, недостаточном для всестороннего изучения вопроса».

Как «намеренное или непреднамеренное искажение фактов» расценивается утверждение из опубликованного на сайте правительства Петербурга сообщения, будто заявки о выявлении трех объектов поступили от одного и того же физического лица, а Docomomo тут ни при чем. Ее национальная секция официально заявляет: поданные Алиной Заляевой документы «были одобрены и согласованы Docomomo Россия». Подавать их от своего имени организация не стала, «желая сохранить за Заляевой А. Р. авторские права на историко-архитектурный анализ», что было «продиктовано установкой Docomomo Россия на поддержку молодых исследователей архитектуры Современного движения, а не несогласием с содержанием заявлений».

Напоминается также, что месяцем ранее Docomomo Россия направляло в КГИОП заявление о поддержке позиции петербургского ИКОМОС по данному вопросу и внимательное его рассмотрение вместе с заявлениями Заляевой не могло не выявить идентичности представленных позиций. Docomomo Россия настаивает, что корпус мучного склада, проходная контора и тарно-столярный корпус должны быть включены в состав памятника «Левашовский хлебозавод» и восстановлены за счет инициатора их сноса.


ВСЕ МАТЕРИАЛЫ ПЕТЕРБУРГСКОЙ РЕДАКЦИИ ДОСТУПНЫ ПО ССЫЛКЕ


Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow