Парламент отреагировал на обращенную к нему электронную петицию, очень быстро набравшую на сайте Рады необходимое количество голосов, с требованием заткнуть вражеские рты, что «транслируют во время гибридной войны и агрессии России информационную политику «русского мира». СНБО, в свою очередь, пообещал оперативно рассмотреть вопрос, только лишь получит документ, подписанный спикером. По сведениям секретаря Совбеза Александра Турчинова, среди владельцев телеканалов есть нерезиденты Украины, что дает возможность применить соответствующий «санкционный» закон.
Теперь ремарка. Случись подобное в России — имею в виду политическое решение законодателей, подкрепленное готовностью органа, отвечающего за национальную безопасность, выступить в роли карающего меча —
остались бы у кого-то сомнения в дальнейшей судьбе «вражеских ртов»?
А в Украине — сплошные сомнения. Точнее, так: и депутаты, и медийщики, и эксперты после чуть ли нерукопашных схваток в публичных дискуссиях приходят к выводу — кто с раздражением, кто с торжеством: «Нет, «рты» не закроют». И даже не из-за очевидной негативной реакции Брюсселя или Госдепа. И даже с пониманием, что демократическая полифония призывов и взглядов на фоне войны — огромный риск для государственности.
Массовый зритель знать не знает никакой «Ариадны». Ему все равно, кто ей владеет или прикрывается. Но шесть из семи перечисленных компаний — «дочки» телеканала «112», одного из лидеров национального информпространства, седьмая — канала «News One», тоже достаточно популярного. И тут уже пахнет крупным конфликтом.
Играют в «ящик»
Рожденный накануне Майдана «112-й», связывали с Виталием Захарченко, беглым министром внутренних дел в правительстве Януковича, фигурантом уголовного дела — как ни пытался некий бизнесмен Подщипков, позднее покинувший Украину из-за обвинений в неуплате налогов, убеждать Нацсовет по телевидению и радиовещанию Украины, что канал, через ряд офшоров на Сейшелах, принадлежит ему и только ему. Накануне нынешнего политического сезона мутная система телевизионной собственности страны «булькнула» очередной новостью:
указанный ресурс приобрел олигарх Виктор Медведчук, больше известный как «кум Путина».
Пошел по рукам и «News One». От депутата-оппоблоковца Вадима Рабиновича — к коллеге Евгению Мураеву, затем к вынужденному жителю Вены Андрею Портнову, экс-заместителю главы администрации Януковича, а прямо в день известного голосования в Раде депутат «Оппозиционного блока» Тарас Козак объявил владельцем «News One» себя.
Приближение выборов и «ящик» все еще связаны — пусть гораздо меньше, чем прежде, — с молодежью и людьми среднего возраста, то есть, активной частью общества. Потенциальные кандидаты в президенты только на соцсети и YouTube не надеются. По-прежнему дорожат приглашениями хоть в «дружеские», хоть во «вражеские» студии. Верят, что таким образом доносят свою позицию до максимального числа избирателей. Тем более что
все без исключения кандидаты сходятся в одной точке: громят действующую власть и лично Порошенко.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Для сторонников реванша каждое такое выступление — подарок. Президента называют олигархом и ругают за отсутствие жесткой определенности в отношениях со страной-агрессором? Да-да, что и требовалось доказать: война с Россией — фантом, ее на самом деле нет, ведь война — правовое состояние, а не публицистический образ. Президента называют олигархом и критикуют за разорванные связи с РФ? Ну, конечно! Давно нужно искать компромисс, столько людей погибло и судеб искалечено, Украина на краю пропасти.
Пробуют на язык
Банальный вывод: президентская кампания в Украине стартовала досрочно, «разминаются» на темах резонансных. Тех, где каждый гражданин чувствует себя специалистом. Вот и на билбордах Петра Порошенко написано: «Армия. Мова. Вера». И Рада приняла в первом чтении законопроект об обеспечении функционирования украинского языка как государственного.
«В той форме, в которой этот закон принят, он не столько будет защищать мову, сколько увеличит число сторонников экс-регионалов и даже откровенных сепаратистов, особенно в Харькове и Одессе, — пророчит Владимир Фесенко, руководитель Центра прикладных политических исследований «Пента». — Это лобовая атака, которая принесет прямо противоположный результат. Из одной крайности (киваловско-колесниченковской) Рада бросается в другую… С высокой вероятностью его будут оспаривать в Конституционном суде и ЕСПЧ. Укреплять государственный статус украинского языка нужно, но прежде всего в сфере госуправления, без вмешательства в негосударственную сферу. Очень надеюсь, что ко второму чтению законопроект сделают более гибким и умеренным, без «мовных комиссаров» и без рисков чрезмерного администрирования при его реализации».
Напомню: депутаты-«регионалы» Кивалов и Колесниченко — авторы скандального закона «Об основах государственной языковой политики», принятого в 2012 году и вызвавшего в обществе протесты, что выплеснулись на улицы. Документ предусматривал наличие официального двуязычия в регионах, где численность нацменьшинства превышает 10 процентов, — делал русский язык фактически вторым в Украине. Только в феврале 2018-го закон был признан неконституционным. События Майдана и последовавшая агрессия со стороны России заставили значительную часть общества считать укрепление статуса украинского одной из основ стратегии национальной безопасности.
Думаю, российскому читателю будут интересны мысли по этому поводу и Владимира Яськова, литератора и редактора издательства из Харькова, города, населенного, по мнению политолога Фесенко, преимущественно адептами «русского мира».
«Не устаю напоминать, — пишет господин Яськов, — недоброжелатели, ненавистники и даже враги России (и даже не только «путинской России», но и России как таковой) вовсе не обязаны быть доброжелателями, сторонниками или друзьями Украины. И в массе своей ими и не являются. Когда самые цивилизованные, культурные, образованные, широко мыслящие и толерантные русские, в том числе давно сбежавшие из России, с достойной лучшего применения яростью набрасываются на принятый пока что в первом чтении украинский закон о языке, они как будто выключают что-то у себя в мозгу или в совести… Никому из них не приходит в голову, что, по крайней мере, на время войны было бы вообще довольно логично запретить в общественных местах говорить на языке агрессора (на котором я пишу вот этот пост) — если бы это было осуществимо.
Проект закона не предусматривает и не обязывает жителей Украины говорить по-украински, — продолжает Владимир Яськов. — И не нужно лукавить, пожалуйста. В Украине вы не найдете ни одного ее русского жителя, который не понимал бы украинского. Встречаются, правда, русскоязычные граждане Украины, которые «не понимают» украинский из принципа. Что я могу на это сказать? Хотят придуриваться? Ради бога. Свободная страна. И еще есть оккупанты, которые украинский не понимают на самом деле. И это хорошо.
А вести отчетность и разговаривать по-украински (причем только на рабочем месте) должны будут, если в таком виде закон примут, только государственные служащие. Ну, так что же в этом противоестественного?
Вам противен украинский язык? Вы содрогаетесь от омерзения, когда лечащий вас врач обращается к вам «на мове»? Вы ненавидите Украину? Но не хотите при этом уезжать на свою духовную родину? Лечитесь в частной клинике с русскоязычными врачами».
Тут мне добавить нечего.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68