Долго не могла выкинуть из головы одну фразу: «Мне стыдно признаться девочке, что я буду учителем». Эту фразу года три назад написал второкурсник Московского городского педагогического университета, а я услышала в прошлом учебном году — от руководителя пресс-службы вуза, преподавателя истории и права Татьяны Апостоловой. Татьяна провела на одном из занятий по профессиональной этике опрос под названием: «5 причин, по которым я хочу/не хочу быть учителем». Многие написали о власти — не надстройке, а о возможности формировать внутренний мир и интеллект человека. О базисе для карьерного роста, любви к предмету, некоторые — даже к детям. Но был и тот парень.
Основанный в 1995-м Университет нынче — гигантский образовательный спрут. В 2013-м в его состав вошли Московский гуманитарный педагогический институт, Московская государственная академия делового администрирования и более десяти колледжей. МГПУ — вуз с «юристами», «экономистами» и прочей классикой, на педагогические направления приходится 60% бюджетных мест. Городское подчинение, «офисы» по всей Москве», около 2000 выпускников ежегодно.
Я дождалась очередных выпускников и первокурсников и отправилась изучать педагогику. Час в новеньком красно-белом кабинете на Садовой-Самотечной c ректором МГПУ Игорем Реморенко (пришел на должность в 2013-м). Четыре часа у стенда МГПУ на форуме «Город образования» в 75-м павильоне ВДНХ. Чтобы выяснить, кто, чему и с каким настроением будет учить детей в ближайшем будущем.
«Ума нет — иди в пед»
Игорь Реморенко: «Поговорка уже уходит в прошлое. Пять лет назад средний балл на бюджет у нас был в районе 65, в этом — в районе 80. Современные абитуриенты меняются. Они уже не выбирают рабочее место на всю жизнь. У нас в бакалавриате можно получить базу, научиться работать с людьми, а тонкие профессиональные навыки — это уже в магистратуре. Один парень почти со 100 баллами сказал, что пришел к нам потому, что хочет быть политиком, а студентов на истфаке учат хорошо говорить, навыкам убеждения и аргументации, работе с источниками. Это пригодится и студенту, и политику.
Другие целенаправленно идут в школу. Важная мотивация — рост зарплат. Есть аналитика, которая базируется на системе автоматического сравнения номеров дипломов и выплат в пенсионный фонд. Средняя стартовая зарплата наших выпускников в 2016 году была 45 тысяч — это самый высокий показатель среди педагогических вузов по России».
«Входная» зарплата одного из лауреатов олимпиады «Я профессионал» Андрея 22 лет — 68 тысяч рублей. Стимулирующие надбавки к базовой зарплате на первый год работы в школе полагаются не только победителям олимпиад, но и прошедшим три фильтра испытаний для присвоения городского сертификата «Московский учитель»: предметный тест, психологический разбор проблемной ситуации и модельное учебное занятие.
— Честно, был стереотип, что более взрослые учителя будут воспринимать нас как зло, которое пытается их стряхнуть, — признался Андрей. — Ты всю жизнь преподавал географию, а теперь приходит тот, кто может вместе с географией вести, например, экономику. У меня вот будет еще час финансовой грамотности в 10-м. Но наоборот: «А вот попробуйте это, а что нового нам можете рассказать?» Работа рядом с домом, мне дали доску «МЭШ» (оборудование для проекта «Московская электронная школа».— А. Г.) — потрясающая вещь. У нас с куратором есть затея — провести деловую игру в рамках Фестиваля финансовой грамотности. Потом свой конкурс финграмотности — по школе, потом по комплексу, району…
Скрепы и закрепление пройденного
И.Р.: «В школе сейчас — клубок очень разных изменений. Один из выпускников истфака мне говорит: «Вот новый историко-культурный стандарт — там такое количество дополнительных сведений, дат. И как мне все это впихнуть в головы детей?» Мы-то его учили развивать историческое мышление, сопоставлять факты, чтобы в сложных исторических реалиях тенденции выделять, а не исключительно навыкам запоминания. Ну что мы отвечаем на такие вопросы? Рекомендуем придерживаться здравого смысла. Выбрать 100 ключевых дат и их заучить с детьми».
Они нашли друг друга 4 года назад — в итоговых рейтинговых списках истфака. Вернее, это Михаил (18 лет) зацепился взглядом за ровно то же количество баллов — 244. Оказалось, за баллами — Мария, тоже москвичка. Поженились на третьем курсе. Она хотела быть учителем с детства, ему просто нравилась история. Тоже — лауреаты олимпиады «Я профессионал».
— Меня все спрашивали — зачем на учителя? Зарплата небольшая, гуманитарная сфера не востребована, — начала Мария. — Говорила — хочу. Сейчас и зарплата повышается, и привилегии дополнительные есть…
— Но это — Москва, — сразу оговорился Михаил. — Наша однокурсница устроилась в Королев — у нее 24 тысячи зарплата. Возможно, кто-то поедет на периферию за идею…
— Из вашего потока кто-то поехал? — спросила я.
— Нет, — признался он. — Не потому, что нет желания. Представьте, человек женился, ему надо содержать семью. А с финансированием — многие наверняка поехали бы. В Москве тоже не так просто устроиться.
— Многие учителя приезжают с периферии за хорошей зарплатой, — поддержала мужа Мария. — Они там уже несколько лет проработали, конечно, их охотнее возьмут. Есть разброс по специализации — в школах сейчас пока больше вакансий на математиков и информатиков. Видимо, еще не пришло наше время.
— А как вы — молодые учителя истории — относитесь к переписыванию учебников? — уточнила я, и Мария многозначительно хмыкнула.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Темой моей курсовой было «Влияние политики государства на историко-культурный стандарт», — усмехнулся Михаил. — Ну как относимся?.. Каждая власть немножко меняет историю под себя. Сейчас, допустим, модно говорить в школах о религии, духовных скрепах. Можно, скажем, замалчивать какие-то негативные факты прошлого, а более патриотические, что ли, продвигать. Наша задача в любом случае — научить анализировать источники, искать информацию. Не зубрить, а решать самим. Так и будем говорить: вот знаете, дети, с одной стороны — так, с другой — так.
Йога вместо «козла»
И.Р.:«Ресурс развития педагогических технологий сегодня лежит за пределами системы образования. Приведу, быть может, странный пример. Недавно вся Москва была заклеена афишами Тони Роббинса, очень дорогие билеты. В годы моего студенчества скажи, что приедет на гастроли вдохновляющий мужик, который просто будет болтать четыре часа, — что за бред? Но в современных условиях мы должны учитывать не только систему образовательных организаций, но и всю широкую сферу образования, в которой работают консалтеры, психологи, тренеры, специалисты по персоналу и т.п. Любые технологии, которые появляются в воспитании, развитии человеческого потенциала».
— …Кто-то занимается скандинавской ходьбой, кто-то на скейтах ездит и хочет это увидеть и на физкультуре, — рассказывал про нынешнего школьника директор Института естествознания и спортивных технологий МГПУ Александр Страдзе. — Два года мы разрабатывали новую программу физического образования, основываясь на мониторинге физического состояния и активности учеников 5–7-х классов 16 школ. Программа базируется на трех китах. Первое — содержание. Цель — предоставить опции для ученика, ведь кто-то, например, любит йогу и терпеть не может гимнастику. Повесьте полного ребенка на турник — после первой насмешки он больше в жизни не пойдет на физкультуру. Второе — материально-техническая база. В Москве попроще — в некоторых школах даже бассейны есть, в регионах сложнее… И — кадры. Каждый ребенок сегодня может повесить на себя какой-то гаджет, отслеживающий показатели физической активности, а учитель должен знать все тенденции, уметь построить «цифровую модель» организма ученика. Долгосрочная задача — привить и сохранить потребность самостоятельно поддерживать форму в течение жизни. Для того чтобы эта модель не захлебнулась, ее сначала надо поместить в благоприятную почву — мы нашли 4 школы в Москве. Например, школа 1788 во Внукове, у которой несколько зданий и порядка 15 учителей физкультуры. Разработали под нее программу. Директор сказал, что сможет обеспечить выполнение. Активность с элементами йоги можно ведь даже в коридоре организовать.
— Это не утопия для регионов? — уточнила я. — Кто потянет нескольких учителей на класс физкультуры?
— Этот вопрос надо задавать уже экономике региона — насколько она готова выделить определенный процент бюджета на образование, — вздохнул Александр. — У меня ответа пока нет. Я работаю в МГПУ, и наша задача в первую очередь обеспечить достойными кадрами Москву.
Алиса вместо таблицы умножения
И.Р.:«В образовании есть своего рода партия «цифровой аскезы» — те, кто полагает, что для организации серьезного образовательного процесса надо выключить перед лекцией или уроком телефон. Другой подход — интеграция образования в информационное пространство. По опросам ВЦИОМ, 88% родителей считают, что в школе нужно использовать цифровые технологии. У человека сегодня — круглосуточный доступ к информации. Можно лежать ночью и о чем-то переживать. А можно выйти в интернет и посмотреть чью-то лекцию. Осознавать, что в каждый момент своей жизни ты упускаешь возможность для обучения, очень некомфортно. Да, таких людей много».
— У института две основные задачи — ответить на вопросы «чему» и «как» учить в условиях современной цивилизации. Простой пример — школы Финляндии уже отказались от прописей. Зачем, если есть голосовой ввод и начиная со второго класса все работы принимаются в печатном виде? — спросила меня директор Института цифрового образования МГПУ Екатерина Лавренова. — Или: нужно ли учить таблицу умножения? Сейчас любой гаджет спроси, сколько будет дважды два, и Сири или Алиса скажет: «четыре». Другой пример — понятие «цифрового следа личности». Один из наших партнеров — «Лаборатория Касперского» — занимается мониторингом соцсетей, на основе которого можно предотвратить такие трагедии, как стрельба в школах. Такие навыки должны быть и у учителя. Я уже не говорю про «МЭШ», это ведь не только «планшет» на стене, это система, которая соединена с электронным дневником, проходом в школу, питанием, ЕГЭ, участием в олимпиадах…
Институт появился в МГПУ два месяца назад. Уже с этого учебного года в его ведение переданы будущие учителя математики и информатики, разработана «цифровая стратегия» всего университета. Полностью готовить учителей по новой программе начнут через два года — установленный университетом срок на «обкатку» новой программы.
— Цифровой мир меняется ежедневно, как вы будете успевать за новыми технологиями?
— Конечно, есть опасность не успеть, — согласилась Екатерина. — При институте есть экспертный совет с ведущими айтишниками страны, задающими тренды технологий. Будем стараться ориентироваться на «послезавтра» и вычленять какие-то фундаментальные вещи. По сути, сегодня мы должны не научить всех поголовно пилить доски или готовить, потому что появились «мужья на час» и клининговые компании, а провести раннюю профориентацию. Рассказать, кем я буду, если пойду в нанотехнологии, чем занимаются в атомной промышленности. Многие профессии через несколько лет просто умрут. Посмотрите, как уже сейчас меняется молодежь. Угнетается устная речь, возникают проблемы с интонацией. Нарушается вербальная коммуникация — парень с девушкой могут сидеть на свидании за одним столиком и разговаривать друг с другом через телефон.
О любви
И.Р.: «Студентов мужского пола у нас — до половины. Точный «расчет феминизации» проведем к октябрю. Конечно, на начфаке, когда сидит 28 девчонок и пара парней, с качеством образования у последних не очень хорошо — и так «жизнь удалась». Но среди выпускников по той же истории или географии парней много. И парней карьерных. Говорят — в школу пойду, но директором. Еще и частную открою».
— Они существуют! — расхохоталась Кристина. Ей почти повезло — факультет английского языка, целых 7 парней. На потоке больше, но «почему-то пошли в востоковеды». У двух других подружек — Арины и Маши — пятеро на 120 человек потока русского языка и литературы:
— В «красной книге» у нас мальчики. Нам сразу сказали: хватайте их и не отпускайте. Свободные девушки уже начали присматриваться.
Они говорят про «социальную» и «благородную» профессию, про «развиваться и развивать других», а у них фиолетовые волосы и две смешные косички, и кеды, и вообще — им по восемнадцать.
— Вдруг вошла блоковская прекрасная дама, интеллигентная, статная, и я подумала: «Господи, какая она крутая». А как она читала стихи! Я даже с температурой 38 к ней ходила — 45 минут счастья, — Маша оказалась из тех, кто пришел в педагогику из-за любимой учительницы. Ей повезло только в 11-м классе. За год — 100 баллов на ЕГЭ. Прошла на бюджет филологии МГУ, выбрала пед. — Немного боязно, что придешь с желанием работать, а всем будет все равно — какая-то литература, что-то на уровне с физкультурой. У меня в классе только двум человекам было интересно. Хочется сделать так, чтобы обязательно читали, ведь нужно иногда отойти от компьютерной цивилизации и тихо в своем мирочке вечером посидеть с книжечкой и желательно с карандашиком. Только любовь к чтению желательно прививать с детства, а не перекладывать все на учителя, — девчонки засмеялись и добавили: — А в педагогику надо идти только по любви.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68