—Линза? Не-ет, не от телескопа. От прицела, голубушка…
—Кассетник какой системы?! Тут всё— системы «Иванушка-дурачок»…
—Вилка инож, глубокое серебрение. Специально для разделки жиго!
—Варенье— нашей авторской рецептуры. Чатни из крыжовника попробуете?
Между первой парой реплик и второй прошло лет двенадцать.
Первые разговоры велись на горючем развале платформы Марк, где товар переходил в мусор, мусор — в товар. Фронтовые планшетки, габардиновые «польта» с жидкой выношенной лисой, сборники «Научная фантастика‑1963» и довоенные волюмы «Как мы спасали челюскинцев» начинались от десяти рублей. К ледериновому чемодану 1950-х с никелированными, как коровьи черепа, уголками вполне мог быть прикручен пейджер. И даже у плюшевого медведя были потерты мягкие лапы: не одному поколению семьи он служил.
И жизнь наша — прифронтовая и коммунальная, до дыр истертая, тремя поколениями перелицованная и сношенная, невесомыми книгами стихов (тираж — от 50 000) для тепла подбитая, дулевскими моряками и танкистами для красоты уставленная — стояла в торговых рядах, как на палубе «Варяга». Наступал ее последний парад. А других парадов она не ведала.
А вот про жиго (хотя в России жаркое из бараньей ноги так не называла даже Елена Молоховец, умершая в Петрограде в 1918 году от голода) и про чатни, британское колониальное измышление в подмосковном крыжовенном изводе, говорили на блошином рынке «Московские дачники» дня три назад. В Музее Москвы, что на Зубовском бульваре.
И дело явно не в том, что «маркет» — музейный; по тому же вектору менялся рынок на Тишинке. Не в сопутствующих маленьких выставках: коллекциях вееров и самоваров. Не в ностальгическом кинопоказе, романсах и черно-белых фото дачных идиллий 1900-х. (Цены, кстати, на многих лотках Провиантских складов остались божеские. Довольно блошиные.)
Дело, скорее, в том, как незаметно отчищаются фасады доходных домов, витрины и кухонные столешницы в малогабаритном жилье частных лиц. Дело в неуловимом сдвиге: чуть более благополучная повседневность настоящего начала менять даже образ прожитого XX века.
Для чего пришлось, честно говоря, завезти усилиями частных лиц чемоданы чужого прошлого.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Вот оно, на блошинке «Московские дачники» — пропущенное нами столетие. Медные кашпо для голландской герани и немецкие формы для пирогов, латунные газетницы под размер The Times и рожки для обуви с чайными клиперами на рукоятках, внушительный сет для разделки жиго (явно прибыл вместе со словцом с парижского рынка Ванв), шляпы клош и индийский муслин, «глубокое серебрение» Шеффилда и Вюртемберга, кокотницы и менажницы, ей-же-ей!
И все, что могло б в Тиргартене или в афинском Колонаки лежать на ящике, на обрывке газеты, глядеть сиротой (давно ушли бабушки, начищавшие эти кашпо до блеска), — в Москве вновь сияет.
Самое поразительное: как эти перышки из чужих гнезд, лепестки-кирпичики домашнего рая, пропущенного нами по историческим — вечно прифронтовым — обстоятельствам (а может быть, даже придуманного нами… за железным-то занавесом хорошо было сказки сочинять)… как они вдруг ложатся (даже на рыночном лотке!) в единый узор с реальным прошлым. Не разделишь.
С теми немногими клочьями «уклада, уюта, устоя», которые и вправду уцелели в Москве.
Самовары и подстаканники, шитый батист, кузнецовские и мальцовские сервизные недобитки, ноты новейшего американского танца «Ки-ка-пу» (сочинение артиста Императорских театров Н.Н. Яковлева, посвящается Клавдии Терентьевне Ивановой), репринт «Поваренной книжки для куколъ», отпечатанной в Леонтьевском переулке в 1907 году… и даже елочная игрушка «Космонавт на прищепке», и «Приключения Карика и Вали», и новодельные елочные игрушки из папье-маше — медвежата в матросках и боярышни, сделанные в 2018-м по образцу 1908-го, и это подмосковное «авторское варенье» в нарядных баночках, как в Провансе.
Москва взялась с огоньком выдумывать и лепить себе другое прошлое. Иное наследство.
Движение кажется мне стихийным. Растущим снизу. Следующей стадией обустройства — вслед за повальным ремонтом кухонь и детских площадок. И за хоровым, уже из каждого утюга звучащим: «Хорошего дня!» (Тоже ведь варваризм. Калька Have a nice day. А как прижилось!)
Это не смешно, сдается мне. Это не мимикрия, а терапия. Добрым словом, начищенной медью, даже чатни из крыжовника — лечит само себя каждое домохозяйство. Есть от чего.
Тем более что за Москвой (проверено на кофейнях, чистых фасадах и вокзалах) все эти новомодные буржуазные безобразия как-то и почему-то осваивают другие города России.
А подлинное наше наследие — то, что вопило, зияло дырами на прилавках Марка и Тишинки, в юродивом «соц-арте» перестроечного Измайлова, — к лету 2018-го ушло в тень. Почти нет красных знамен. На весь маркет два тов. Сталина и одна эбонитовая лампа его времен. Один танковый шлем. Две планшетки. Одна пилотка — против целого цветника соломенных шляп.
Что-то подсказывает: убрать опыт XX века в чулан, задвинуть в подсознание навсегда все равно не получится. Но, может быть, мы разберем это наследство, когда будем свободны от него.
А пока — бытовая демобилизация. Тихий дачный праздник с пирогами в медных формах. Заслужили или нет, но — можем устроить… За себя. И за четыре поколения, жившие здесь до нас.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68