РепортажиОбщество

«Сонастройка с матрицей Земли»

Корреспондент «Новой» едет в Карелию искать просветления на мистической горе Воттоваара, но находит там странных людей и футбольных болельщиков

Этот материал вышел в номере № 71 от 6 июля 2018
Читать
«Сонастройка с матрицей Земли»
Фото: Дарья Медведева
21 июня 2018 года, в день летнего солнцестояния, в 35 километрах северо-восточнее умирающего карельского поселка Гимолы случился шабаш. Ежегодное мероприятие традиционно прошло на загадочной карельской горе Воттоваара. На плато горы в этот замечательный день вскарабкались несколько десятков человек из разных регионов России: кто-то отдохнуть, кто-то немного просветлиться, а кто-то в поисках портала в страну Гиперборею.

Мы узнали о горе в марте во время поездки в Петрозаводск. Тогда нам яндекс-таксисты, продавцы сувениров из карельской березы и официанты полушепотом рассказывали о «шаманском месте», где птицы не поют, горелые сосны растут корнями вверх, а огромные камни висят над землей. На эту гору, по словам рассказчиков, два раза в год стекаются «ленинградские психонавты, сектанты и йога-мэны», чтобы слиться в братском экстазе на месте силы1. Происходит это в дни летнего и зимнего солнцестояния. После всех этих историй мы широко открывали рты, и таксисты предлагали с ветерком отвезти нас в Гимолы (поселок находится в 193 км от столицы республики) и передать там в руки проводнику, который отведет нас «глянуть карельский Стоунхендж». Только все это — на свой страх и риск, потому что «неподготовленному человеку на горе будет сложно в духовном плане». Почему будет сложно в духовном плане, объяснить они так и не смогли — никто из этих людей на горе никогда не был, а только подвозил до Гимол туристов. Но мы все равно решили сначала подготовиться. А уже потом разобраться, что представляет собой шабаш по-русски, как выглядит сегодня столица российской мистики, в какие моменты в нашей стране растет увлечение паранормальным и почему российское руководство до сих пор не додумалось это увлечение монетизировать.

Найти в Сети информацию о духовном туризме на Воттовааре было непросто — пришлось читать мертвые (пятилетней давности) российские форумы любителей мистики. Оказалось, что Воттоваара известна археологам с конца 70-х, когда местный краевед робко заявил об искусственном происхождении валунов на горе — тех самых камней, которые кажутся висящими в воздухе, если смотреть на них при правильном ракурсе, а на самом деле просто стоят на камнях гораздо меньшего размера. В начале 90-х археологами были проведены исследования этих образований. Заключение ученые вынесли прозаичное: камни естественного сложения, даже несмотря на то что при правильном ракурсе они висят в воздухе. Но ученые и воду у телевизора тогда не заряжали, поэтому их словам ценители паранормального не поверили. А когда в столичных тематических изданиях «про иное» были опубликованы фотографии сожженных деревьев и сейдов2, на Воттоваару стали ездить люди. Сначала дикарями, а после сложного 2008 года — от организаций, большими компаниями. Увлечение горой, как мы видим, росло у людей в тяжелые для страны моменты.

Мы сначала тоже хотели поехать на гору с учениками одной из таких организаций — «Международной школы космоэнергетики», существующей в виде страницы в фейсбуке. Но потом передумали: у них в программе мероприятий после пункта «работа с растениями» стоял пункт «сонастройка с матрицей Земли», а у нас с матрицей вроде бы все в порядке. Да и стоят подобные туры от 10 000 рублей.

В ночь на 20 июня мы самостоятельно выехали из Москвы, громко празднующей «историческую победу над Египтом», в Гимолы. С московского шабаша на карельский, на поезде без обратного билета.

Фото: Дарья Медведева
Фото: Дарья Медведева

— Вы молодцы, конечно. С одним портфелем всего-то лишь, — удивленно сказал нам усатый мужчина, когда ранним утром 21 июня мы спрыгнули с поезда посреди леса на гимольскую землю (в поселке нет ни вокзала, ни перрона). Этот усатый мужчина в пчеловодной маске, с заправленным в штаны свитером и огромным походным рюкзаком за спиной ехал с нами в вагоне. Всю дорогу он спорил с тремя женщинами в очках о популяризации научного знания в России. В Гимолах спрыгнуло всего восемь человек — четверо популяризаторов науки, мы и двое ребят в непальских рубахах. Великолепную четверку сразу встретил местный проводник Сергей, посадил в уазик и увез к горе «собирать научный материал». А мы решили скооперироваться с ребятами, потому что «буханка» до Воттоваары стоит 2000 рублей, так что чем больше людей, тем меньше платить.

Коренные петербуржцы Лиля и Саша (так они представились) прилетели из Мексики, где уже 7 лет живут по рабочей визе. Прилетели, чтобы «разобраться в этом чудном месте и еще в нескольких чудных местах в Карелии и на Алтае3». Вместе мы пошли искать местную легенду — проводника на Воттоваару Александра Рыжего, про которого ребята узнали от «людей, искренне увлеченных шаманизмом». Связь в поселке у нас не ловила, поэтому над каждым деревянным указателем с надписью «Проводник Александр» и его номером телефона раздавался нервный смешок мексиканцев. Они, видите ли, в поисках духовного опыта забирались в самые отдаленные районы Индии, Мексики и Китая — и везде связь была. А тут нет.

В Гимолах нет не только связи — еще там нет школы, нет больницы. Все дома — серые и покосившиеся, с ржавыми подковами над дверьми. Зато есть комары фантастических размеров и гора-кормилица, которая помогает местным 190 жителям не загнуться. Например, многие жители поселка работают на гимольской турбазе, следят за чистотой палатки для йоги, стелют кровати для приезжих.

Фото: Дарья Медведева
Фото: Дарья Медведева

И вот мы его нашли. Из добротного дома с огромными лосиными рогами на том месте, где у других деревенских висит подкова, вышел сонный Рыжий, по-шукшински закурил, сел на лавку возле своего сувенирного магазина «Вот товары», потер щетину и долго рассказывал о нерадивых туристах, которые приезжают из своих Петербургов, как и мы, налегке:

— Уот молодежь! Приезжают, просят их на «Ватавару» отвезти. Позвонила тут одна от меня матери перед тем, как я ее отвез к подножию. Так мне потом ее мать всю ночь не давала спать: «А позовите моего ребенка!» Я ей говорю: «Кудааа? Как я ее позову-та? Она ж на горе, это ж далеко». Эти дети, понимаешь, начитаются книжек про мистику, кино посмотрят, приезжают сюда и ходят: «Чуфыр! Чуфыр! Место силы! Энергетика!» — при этих словах Рыжий сильно взмахивал руками, растопырив пальцы. — А чё чуфыр-то? Ну многие там и дочуфыркиваются, наркоманы, пропадают натурально. Потом их родственники звонят в пожарку, просят найти детей. А искать сложно: плато шесть километров в квадрате. А все потому, что вы едете и думаете, что у нас тут цивилизация. А у нас все — цивилизация пропала. Поезд раз в три дня ходит.

После этих слов Рыжий взял с нас 2000 рублей и, сплюнув, пошел разогревать уазик (на другой машине проехать до горы практически невозможно), чтобы отвезти нас к подножию. На шабаш.

Фото: Дарья Медведева
Фото: Дарья Медведева

Ведьмы и колдуны прилетели на недорогих внедорожниках с московскими и петербургскими номерами. Машины все оставили посреди убитой дороги в том месте, где начиналась тропа, ведущая на гору. Мы поднимались по ней вчетвером, из расщелин выползали змеи и уползали назад. Рыжий, пообещавший забрать нас потом, не зря перед уходом посоветовал бояться не змей, а людей.

Первыми, кого мы встретили, поднявшись на вершину, были четверо человек, которые сначала долго выползали по очереди из оранжевой палатки, а потом долго рассказывали про петербургский «Центр Шакти»4. Один из них, белобородый мужчина, подпоясанный какой-то тряпкой, широко улыбаясь, показывал нам «топор» (большой плоский камень) и «зеркало прямиком из третьего измерения» (тоже камень). Все это было найдено им на горе сегодня. Блаженного вида женщина настоятельно советовала мне поглядеть в зеркало получше, потому что сегодня оно станет порталом в Гиперборею5. Стоящий все это время позади парень лет двадцати пяти периодически закатывал глаза и облизывал губы, а четвертый из этих людей все время молча отмахивался от комаров. На мой вопрос, кришнаиты ли они, все хором замахали руками: «У них — Кришна, а у нас — Вишну. Кстати, давайте вечером вместе споем мантру «Оум». Оказалось, что они не в первый раз приезжают на место силы в надежде найти портал. Например, белобородый мужик приезжал в дни летнего солнцестояния уже дважды. Он, кстати, за пределами горы — «простой офисный служащий» и выехал в Карелию из Питера прямо после работы. Только отлетающий парень здесь впервые. Оно и видно: его содуховники переоделись в своем внедорожнике в неземные одеяния, а он так и остался в джинсах и вязаной кофте. Парень в следующем году оканчивает аспирантуру по специальности «Информатика и вычислительная техника».

Фото: Дарья Медведева
Фото: Дарья Медведева

Разошлись

Скоро на мрачном плато среди сожженных сосен, болот и сейдов мы нашли бирюзовое озеро. Солнце было в уже зените, когда к нам, скучно кидающим камни в воду, подошел адекватного вида красивый мужчина с щетиной, как у Бена Аффлека. Он представился Олегом и в лоб спросил нас, язычники ли мы. После нашего «эм-м-м» расстроился, внезапно разделся догола и со странными звуками бросился в ледяную воду. Вылез. Поговорили.

Оказалось, что он приехал в Гимолы из Москвы на мотоцикле специально на Ивана-Купалу (язычники отмечают праздник не 7 июля, а в день летнего солнцестояния). Парень расстроился, что никого из «своих» не встретил, хотя читал в комментариях в тематических пабликах в «ВКонтакте», что народ собирался «приносить дары на горе». А ждать Олег не может — он работает зубным техником, и у него завтра смена. Все это парень рассказал с таким серьезным видом, что мне показалось, будто это я сейчас голым прыгал в горное озеро, не стесняясь женщин.

Мексиканцы отделились от нас возле одного из сейдов: ребята залезли на камень и, свернувшись калачиком друг возле друга, сами будто превратились в валуны. Дальше знакомиться с гостями Воттоваары мы отправились без них.

Мы шли по пустыне под палящим солнцем и терпели, как Иов, укусы слепней, пока на южном склоне горы не встретили двух женщин. Они сидели на сейде в позе лотоса, воздев руки к высокому небу. Женщины медитировали с очень сосредоточенными лицами. К таким людям Рыжий советовал не приставать с вопросами, потому что «могут укусить». Как же я был удивлен, когда позже встретил этих йога-вуменш в поезде, отправляющемся из Гимол, — обычные тетки из Петрозаводска, работают в строительной компании, курят синий «Винстон».

Мистика началась внезапно

Издалека запахло шашлыком. Там четверо пьяных мужчин очень громко кричали: «Оле-оле-оле! Россия — чемпион!» А между ними, на стульчике для рыбалки, гордо восседала женщина и безостановочно смеялась. Оказалось, что мужчины уже третий день отмечали выход нашей сборной из группы: начали в Москве, после матча между Россией и Египтом, а продолжили здесь, на магической горе, за 1200 километров. На вопрос о том, как же так получилось, мужчины загадочно улыбнулись, а женщина рассмеялась еще громче.

1Географические зоны разных размеров, якобы обладающие «значимой для людей энергетикой». 2Священный объект северо-европейских народов. На горе такими объектами исследователи называют большие валуны, стоящие на камнях гораздо меньшего размера. 3Считается, что именно в этих регионах страны расположено наибольшее количество «точек силы». 4Петербургский центр йоги. 5Мифическая северная страна.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow