СюжетыСпорт

Их осталось восемь

Пока Россия еще упивалась выходом своей сборной в четвертьфинал, в Ростове-на-Дону был сыгран, может быть, самый зрелищный матч всего турнира

Этот материал вышел в номере № 70 от 4 июля 2018
Читать
Их осталось восемь
Фото: Александр Серегин
В плей-офф романтике не место, разве что на ранней стадии, и в исполнении либо тех, кому нечего терять, либо тех, кто чрезмерно уверен в собственных силах. Сборная Бельгии была чрезмерно уверена. Сборной Японии было нечего терять. Вот они совместно и дали жару, проведя матч-шедевр. Нам и не снилось.

Футбол по-самурайски

Ростов этой встречей прощался с чемпионатом. Город надолго запомнит этот момент. Да все мы запомним. Расклад не обещал какой-то особенной интриги: Бельгия за время чемпионата из теневого фаворита превратилась просто в фаворита. Япония если чем и запомнилась, то попыткой удержать минимальное поражение в последнем матче группового этапа. Чего было ждать от сборной, которая вышла из группы только благодаря тому, что у нее оказалось на две желтые карточки меньше, чем у Сенегала?

То, что самурайский дух жив, показали уже первые минуты матча с фаворитом. Это была совсем другая сборная Японии. Она просто запрессовала хваленую полузащиту бельгийцев. Не мучилась, не отбивалась, не ждала ошибок соперника — ​она играла от себя, предельно организованно, сбалансированно и вдохновенно. Казалось, больше, чем на тайм, японцев не хватит. Вместо этого на первых же минутах второго тайма Генки Харагути и Хакаси Инуи двумя классными голами чуть не похоронили могучую сборную Бельгии окончательно. И даже когда бельгийцы, наконец раскрутили свою машину, «автобус» японцы ставить не стали.

Можно их сколько угодно осуждать, но я предпочту восхититься. Японцы не спрятались за стенами, что было само­убийственно, но без чего и бельгийский камбэк не выглядел бы столь потрясающе. Ян Вертонген забил, как Ван Бастен Ринату Дасаеву в финале Евро‑1988 — ​только с другого края и головой. Маруан Феллайни на полметра выпрыгнул выше защитников и заставил Эйдзи Кавасиму второй раз вынуть мяч из сетки. Но ведь и миниатюрные по сравнению с соперниками японцы могли забить, и не раз!

В том числе на последних секундах компенсированного времени. Штрафной удар: бывший армеец Кейсуке Хонда отправляет мяч в правый нижний угол, Тибо Куртуа едва справляется, на подачу углового японцы бегут чуть ли не всей командой, потому что время истекает, а они хотят победить сейчас! На возможную контратаку у бельгийцев остается секунд десять.

Они успевают. Куртуа — ​де Брейне — ​Тома Менье, пружина распрямляется с ужасающей скоростью. Пас с левого фланга, Лукаку пропускает мяч за спиной, Насер Шадли забивает практически в пустые ворота. Высокая драма, великий матч.

Хот-доги и отцы победы

Страну, болельщики которой в концовке судьбоносного матча в «Лужниках» жуют хот-доги, не победить и ничем не пронять. У меня никаких претензий к ставшей знаменитой после попадания в телевизор упитанной троице в кокошниках. Просто я не представляю, чтобы кто-то из испанцев, аргентинцев, мексиканцев, датчан или японцев в пиковый для их команд момент реагировал таким образом.

На трибунах среди россиян оказалось достаточно много не то что нефутбольных, но не больных футболом людей. Они пришли, потому что хотели попасть на событие, имели для этого финансовую возможность, проявили инициативу, а то, что пропитанность игрой отсутствует, — ​так откуда ей взяться в наших-то реалиях? У нас команда премьер-лиги и обладатель Кубка России прекращает существование прямо на старте чемпионата мира, и никого это не волнует. Можно утешаться тем, что у нас футбольная страна исключительно на время проведения чемпионата мира. Причем со своей спецификой — ​это я в том числе о других болельщиках. Вернее, об одном, очень конкретном болельщике.

Кабы ведать, кабы знать. Тогда бы наверняка в VIP-ложе «Лужников» соседом президента ФИФА Джанни Инфантино наряду с королем Испании Филиппом VI оказался бы главный российский болельщик. Отсутствие президента РФ объяснили занятостью — ​впрочем, не важно, что в данном случае можно было сказать. Важно, что ситуация классически вписывалась в логику присутствия на том или ином публичном событии первого лица. Там, где Путин, — ​там победа, и точка. Другие варианты нежелательны. А так как положительный исход встречи с Испанией вызывал, мягко говоря, сомнения, то испивать возможную горькую чашу был отправлен премьер Дмитрий Медведев. С которого не убудет.

А Дмитрий Анатольевич ни с того ни с сего оказался в фаворе. Принял поздравления от короля и посочувствовал ему. Пришел в раздевалку поздравить триумфаторов. Где-то рядом с видом человека, хорошо сделавшего свою работу, скромно улыбался Виталий Мутко. Отцов у победы много, а после лужниковского ошеломляющего успеха их стало стократ больше.

И конечно, через несколько минут страна узнала, что национальный лидер, оказывается, звонил главному тренеру сборной России Станиславу Черчесову — ​и накануне, и после матча. Что он следил за встречей «вместе со всей страной». Как простой болельщик. Кто бы сомневался.

Простым болельщиком, впрочем, несколько часов спустя в Нижнем Новгороде была президент Хорватии Колинда Грабар-Китарович. В раздевалку, конечно, прошла не совсем как частное лицо. Обнялась с главным тренером Златко Даличем, поздравила футболистов с труднейшей победой над сборной Дании и выходом в четвертьфинал, да еще на сборную России. Как-то так у них все получилось, без лишней фанаберии. Но где Хорватия, а где Россия?

Две пятки

Можно увидеть своеобразную красоту и в том футболе, который продемонстрировала российская сборная в главном пока для нее матче с Испанией в «Лужниках». С точки зрения футбольного гурмана, он был, конечно, малопривлекательным. С точки зрения самоотдачи, соблюдения строжайшей игровой дисциплины — ​может быть, единственно правильным.

Станислав Черчесов после матча скажет, что игроков пришлось убеждать принять его «автобусный» план. Он считал, что даже такую не очень внятную, но все еще внушающую страх соперникам сборную Испании можно взять только измором. Избрав максимально защитный вариант и заставив ребят пахать в обороне так, как они не пахали никогда.

Временами это смотрелось просто ужасно. Но и звездные подопечные Фернандо Йерро, перекатывая мяч на чужой половине поля без какой-либо обостряющей мысли, вносили в этот ужас немалый вклад. «Красная фурия» была совсем не той, которая раскладывала лучшую в истории сборную России на Евро‑2008 как бог черепаху, причем дважды. В определенном смысле она вполне соответствовала российской сборной — ​что, собственно, и зафиксировал счет после 120 минут бесплодных атакующих усилий одной команды и вполне плодотворных разрушительных — ​другой.

Испания сделала больше тысячи передач, Россия в пять раз меньше. Хозяева один раз попали в створ ворот, да и то с пенальти. Гости — ​девять раз. Владение мячом — ​74 на 26. Да почти все цифры говорили в пользу фаворита. Стойкость и мужество в них не зафиксируешь. Как и фактор удачи.

Несомненный герой невероятного матча голкипер Игорь Акинфеев наиболее адекватно выразился о его итоге: «Мы не играли так, как хотелось… Получилось как получилось. Слава богу, нам повезло сегодня». Первое попадание мяча в пятку Сергея Игнашевича в самом начале матча повергло трибуны в уныние. Второе попадание, тоже вполне случайное, подняло на ноги весь стадион да и всю Россию — ​и это почти без преувеличения. Яго Аспас, выполнявший четвертый испанский удар с «точки», пробил по центру, а Акинфеев уже летел в правый угол. Как мяч «нашел» пятку вратаря, знает только провидение.

Описать свои ощущения невозможно. Мысли отсутствовали — ​только эмоции. К вратарю неслась вся команда со всеми запасными, на трибунах выдох восторга смешался со стоном. Эта до сих пор еще непознанная и весьма скромная по именам команда вначале сделала то, что никогда не удавалось российской сборной — ​вышла из группы на чемпионате мира, а следом и то, что удалось только легендарной сборной СССР в Англии‑1966 — ​прошла первый этап кубкового раунда.

На этом с восторгами закончу. Пусть этим занимается ТВ, ему привычнее. О предстоящем четвертьфинале с хорватами — ​чуть позже. Когда катит, надо катить, а не упиваться уже сделанным. Такая тенденция, увы, — ​прослеживается. Турнирная сетка, конечно, выглядит соблазнительно, но соблазняться лучше после, а не до.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow