КомментарийПолитика

Сословный ценз для цифрового мира

В Китае западные сайты блокируются только для народа

Этот материал вышел в номере № 69 от 2 июля 2018
Читать
Фото: Reuters
Фото: Reuters

Китай — это одна из самых диджитализированных стран мира. Хотя качество физической инфраструктуры в Китае и уступает некоторым западноевропейским странам, по инфраструктуре цифровой этого не скажешь — здесь у китайцев заметное преимущество. В то время как в Европе или США у вас могут отказаться принимать безналичный платеж, в Китае заплатить даже не с карты, а с приложения в телефоне можно всегда и везде. Достаточно сказать, что автор этих строк, живущий в Пекине и много путешествующий по китайской глубинке (в т.ч. и по самым бедным регионам страны вроде Ганьсу), ни разу не пользовался наличными с октября прошлого года.

Неудивительно, что китайцы, путешествующие за рубеж, часто бывают неприятно удивлены цифровым отставанием этих стран, в том числе и куда более богатых, чем Китай.

Любопытно, каким образом взрывной рост цифровой инфраструктуры в Китае сочетается с довольно жесткой системой интернет-цензуры. Как известно, «Великий китайский файрвол» блокирует огромное количество западных интернет-сервисов и мобильных приложений.

К чему это приводит на практике? Одно из первых впечатлений иностранца, приезжающего в Китай, — это многочисленные китайские сервисы и приложения, расцветшие под защитой национальной системы цензуры. Действительно, если бы иностранные компании имели свободный доступ на китайский рынок, местные конкуренты были бы задавлены еще в колыбели.

Логично, что многие из популярных китайских интернет-сервисов являются более или менее удачными копиями западных аналогов. Вместо Google китайцы пользуются поисковой системой Baidu, вместо Amazon — заказывают товары на Taobao, вместо Uber пользуются Didi. В некоторых случаях получившийся продукт уступает по качеству исходному. Например, через Baidu практически невозможно искать информацию на английском или на русском — 80% информации, вылезающей на любой запрос, — это порнография. Полагаю, что речь не о сознательном умысле, а исключительно о баге — если бы мусор вылезал только на запросы на английском, можно было бы счесть это дополнительным оборонительным рубежом цензуры, но информация на русском неинтересна никому, кроме специалистов.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Длинный юань

Длинный юань

Китай охотно кредитует Россию. На своих условиях и в отсутствии конкурентов

Со временем в Китае стали появляться и сервисы, не имеющие аналогов на Западе. Самый яркий пример — это конечно Wechat. Им в Китае пользуются абсолютно все — это мессенджер, социальная сеть, платежная система и т.д. Стандартный ритуал знакомства в Китае включает в себя обмен контактами Wechat (один человек сканирует QR-код другого). Через Wechat люди платят в магазинах, пересылают друг другу деньги, покупают билеты и бронируют отели и т.д. Характерно, что Wechat, являющийся частной компанией, тем не менее активно поддерживает китайский бизнес в ущерб иностранному. Скажем, именно Wechat сыграл ключевую роль в победе Didi над Uber.

Знаете, что самое интересное в китайской интернет-цензуре? Ее сословность. Через университетский вай-фай (Пекинского университета, например) все заблокированные западные сервисы оказываются доступными.

Википедия по стране заблокирована, но только на китайском: на других языках — можно. Наконец, все эти блокировки элементарно обходятся через VPN-сервисы, заблокировать которые правительство могло бы моментально.

Какая логика просматривается за всей этой политикой? Пожалуй, презумпция доверия к интеллигенции. Широкие народные массы надо уберегать от соблазнов, а люди которые: 1) смогли поступить в хороший университет; 2) знают иностранные языки; 3) хотя бы VPN установить могут — эти люди достаточно умны, чтобы не поддаваться на дешевую западную пропаганду.

Последняя остановка на Шелковом пути

Последняя остановка на Шелковом пути

Беларусь и Китай отменили визовый режим

Не все в Китае довольны степенью контроля государства и партии над интернетом. Гонконгские оппозиционеры, например, преимущественно общаются через Telegram — они не верят в его защищенность, но считают, что пусть лучше доступ к их переписке имеет российское правительство, чем китайское.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow