РепортажиСпорт

После гола

Энергия драмы в матче Бразилия — Коста-Рика не выплеснулась на улицы Петербурга. Одним веселиться уже поздно, а другие только набирают ход

Этот материал вышел в номере № 66 от 25 июня 2018
Читать
После гола
Фото: AP / ТАСС

Никакой город с ума от футбола целиком не сходит. Все зависит от количества спикировавших на него безумцев и их концентрации. Вот я думал, что уже в шесть вечера после адски трудной победы над Коста-Рикой на Невский вывалят толпы бразильцев в желтых майках и зажгут так, что мало Санкт-Петербургу не покажется. Но то ли рано еще было, то ли слишком долго они расходились с Крестовского, но возле Гостиного двора если толпы и были, то разве возле музыкантов. На пути к фестивальной фан-зоне по Набережной канала Грибоедова молодежь зажигала под «Батарейку», и это было вполне пятничное многолюдье, а футбол — ​добавленным поводом потусоваться.

Вокруг стадиона «Санкт-Петербург» и внутри арены — ​там да, сумасшествие присутствовало. Достигнув своего пика к самому концу важнейшего для Бразилии матча в группе «Е». Слезы болельщиков героической сборной Коста-Рики обезумевшая после гола Коутинью бразильская торсида не заметила. И это была одна из цепочки драм, огоньками пробегающих практически по всем городам, принимающим мундиаль.

За всеми и не уследишь.

Слезы и грезы

Не симпатизирую футбольной Бразилии. Уважаю, признаю заслуги, отдаю должное, вспоминаю великую сборную образца Мехико‑1970, ценю отношение к футболу, но… Слишком много фанаберии, уверенности в собственном величии, непререкаемом авторитете. За это сборная частенько и получала, последний раз так, что лучше людям в желтом не напоминать; полуфинал с Германией на домашнем чемпионате мира‑2014 раной остается незаживающей, а жажда реванша — ​неубывающей.

Но реванш надо еще заслужить. На пути его стояла весьма скромная по возможностям сборная Коста-Рики — ​страны, население которой в сорок раз меньше, но которая тоже любит и умеет играть в футбол. Как раз четыре года назад костариканцы стали едва ли не главной сенсацией чемпионата мира. Ныне они были уже не те молодые и отважные, но у команды Оскара Рамиреса оставался последний шанс задержаться в России: всего-навсего победить сборную Бразилии. Самую дорогую и доверху набитую звездами команду чемпионата, которой после ничьей со швейцарцами тоже отступать было некогда.

Я-то думал, что в пресс-центре будет свободнее, чем на матче Россия–Египет. Черта с два. Местечко найти было можно, но не без труда. Перевес бразильских коллег был явный. На трибунах, естественно, тоже. И на поле, конечно. Костариканский «автобус» чуть не наехал на первых минутах на ворота Алиссона, а дальше встал мертво на своей половине. Это был не первый тотальный защитный замок на этом чемпионате и не самый эффективный по части контратак, но 90 минут сдерживать Неймара с компанией дорогого стоит. Команда с голкипером «Реала» Кейлором Навасом на последнем рубеже билась так, что едва не заставила замолчать желтые сектора. Человек с «вермишелью» на голове по фамилии Неймар актерствовал, спорил с судьей, симулировал, все больше злился, олицетворяя худшие качества «звезды по-бразильски».

Конечно, Бразилия наработала на гол Коутинью, а Коста-Рика не заслуживала такого обидного поражения. Тем более команда не заслужила досрочного лишения шансов выйти из группы. Как и симпатичные, но такие невезучие сборные Перу и Марокко с их колоритнейшими болельщиками.

Бразильцы ликовали, я, честно скажу, грустил. Надо было покидать Санкт-Петербург, которому уже досталось столько футбольной экзотики и который принимает чемпионат мира с достоинством самодостаточного города. Мне показалось, что англоязычных волонтеров здесь больше, чем в Москве. Что меры безопасности строже. Что арена, не к белой ночи будь помянута ее история, может быть, лучшая из всех по удобству для зрителей. Во всяком случае, мне захотелось сюда вернуться пусть не на «матч смерти» между Аргентиной и Нигерией — ​все равно не успею из Самары, но хотя бы на предпоследний четвертьфинал.

На стадион добирался по зеленой ветке до «Новокрестовской», пространство вагона заполняла шумная группа бразильцев, в которой солировали два могучих бородача из Сан-Паулу. Но я обратил внимание не на них, а на опрятную питерскую старушку. Она не отрывала взгляда от этой картины и улыбалась так, что было понятно, как воспринимает происходящее: ну дети, чисто дети…

Слезы болельщиков героической сборной Коста-Рики обезумевшая после гола Коутинью бразильская торсида не заметила. Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС
Слезы болельщиков героической сборной Коста-Рики обезумевшая после гола Коутинью бразильская торсида не заметила. Фото: Роман Пименов / Интерпресс / ТАСС

В семье не без скандала

Не все «как дети», конечно. Авторство скандала номер один пока принадлежит аргентинцам. «Повезло» Нижнему Новгороду, где команда великого Лионеля Месси опозорилась уже по-крупному, пропустив три безответных мяча в матче с хорватами. Но это были «цветочки». «Ягодки» преподнесли болельщики, всемером избившие одного хорвата. Мерзкая выходка подняла на уши всю Аргентину, забывшую о футбольном позоре и потребовавшую наказать бросивших тень на страну хулиганов. Диапазон «пожеланий» был широкий: от «депортировать» до «сослать в Сибирь». Боялись «страшных русских фанатов», а вылезли вот эти.

Это не значит, что «страшных русских» нет. Я услышал на бегу где-то на периферии «Лужников», как парочка несостоявшихся бойцов обсуждала, что «никто драться не хочет». Ну правильно. Глядя на ряды Росгвардии — ​себе дороже.

Благостность атмосферы братства футбольных болельщиков со всего мира — ​не постоянная величина. Чем ближе финиш группового этапа, тем ожесточеннее борьба за место под солнцем. Солнце печет головы, пиво туманит разум, поражения ранят в самое сердце, злость ищет и находит выход, что аргентинские горе-фанаты, увы, и продемонстрировали.

А всего-то надо было дождаться следующего дня, поболеть за Нигерию, которая дублем хорошо известного нам дважды армейца Мусы обыграла Исландию, чем и оставила в игре сборную Аргентины. Глядишь, Месси оживет и еще далеко пройдет. Хотя, по слухам, и в самой сборной созрел скандал с возможным отстранением от должности главного тренера Хорхе Сампаоли. Чем больше титулованный и татуированный специалист бегал вдоль бровки, тем сильнее его команда утрачивала контроль над игрой. А после шикарного гола Луки Модрича Сампаоли застыл, как памятник. Нигерийцы невольно подали руку помощи, но теперь вся надежда на матч с Хорватией. Полагаю, в Санкт-Петербурге за пределами стадиона аргентинские болельщики будут тише воды ниже травы.

И египетская звезда Мохамед Салах, уже получивший от Рамзана Кадырова звание почетного гражданина Чечни, вроде как не хочет выходить на поле в ничего для сборной Египта не значащем матче с Саудовской Аравией. Конфликт звезды с футбольным начальством сложился из мелочей, неудача добавила огоньку, и вот пожалуйста — ​Салах может покинуть Россию, имея в активе один проведенный матч и один гол. Лионель Месси, впрочем, вообще ни одного пока не забил.

А в пятницу вечером в Калининграде сербы глупо проиграли швейцарцам, сильно осложнив себе борьбу за выход из группы «Е». Но обсуждалось больше не то, как Гранит Джака сравнял счет, а крепыш Джердан Шачири на последних секундах вылетел один на один и отправил сборную Сербии в нокаут. А то, что Джака и Шачири, по мнению знающих людей, характерным жестом подчеркнули свое албанское происхождение и симпатии к Косово. Что вызвало негодование сербских болельщиков и могло спровоцировать первый политический скандал на турнире.

Кроме того, самолет с перуанскими болельщиками на борту, направлявшийся из Екатеринбурга в Москву через Тюмень (странный, конечно, маршрут), загорелся перед посадкой — ​хорошо, что все обошлось. Как, надеюсь, обойдется с выздоровлением лидера «Локомотива» и сборной Перу Джефферсона Фарфана, которого госпитализировали после травмы головы, полученной на тренировке. Не везет перуанцам, точно не везет…

Перечисленными нештатными ситуациями дело, увы, не ограничится. Мероприятие слишком масштабное, чтобы все прошло без сучка и задоринки. Я еще тему судейства не затронул, а жалуются многие — ​в частности, футбольные федерации Египта и Сербии. Чемпионат входит в фазу обострения, накапливается усталостный фон, десятки тысяч болельщиков к концу останутся без своих команд, а это уже чревато.

Сборная России первой оформила досрочный выход из группы. Сегодня в Самаре они с Уругваем решат, кому лететь в Сочи, а кому — ​в Москву.

Нечего делить

Благоприятнее ситуации не придумать — ​оба лидера группы «А» выход в плей-офф оформили, напрягаться особо не надо, как и «подбирать» себе соперника, тем более что повлиять на исход борьбы в соседней группе возможности никакой ни у хозяев, ни у двукратных чемпионов мира не имеется. Там-то положение фаворитов посложнее: Испания и Португалия к последним матчам пришли нога в ногу, больше того — ​очки в матчах с Ираном и Марокко могут, как ни странно, потерять и португальцы, и испанцы соответственно.

Те и другие, конечно, могут решить, на кого им предпочтительнее выйти — ​играть они будут вечером, после окончания завершающих матчей в группе «А». Но я как-то плохо представляю себе, что испанцы при всех своих трудностях кого-то особо опасаются, для них главное — ​игровой ритм поймать. Как и португальцам при всей их зависимости от Криштиану Роналду. Просто оба фаворита будут играть на победу, а там как получится.

В Сочи отправится победитель группы «А». Насколько хотят этого обе команды, не очень ясно. Сборной России чуть легче — ​ей достаточно не проиграть. Но отсиживаться в обороне на таком «необязательном» фоне обе команды, возможно, не будут. Уругвай — ​это патриарх тренерского цеха Оскар Табарес, два столпа обороны мадридского «Атлетико» — ​Хосе Хименес и Диего Годин, два звездных форварда — ​Луис Суарес и Эдисон Кавани и отработанная до мелочей схема игры с нулем пропущенных в двух играх голов. Бояться не очень внятного пока фаворита не стоит, о чем практически все и говорят, однако решающую роль может сыграть настрой. Кто больше хочет стать первым — ​тот и победит. Сюрпляс, в отличие от велоспорта, в футболе редко приводит к чему-то хорошему, а сборная России далеко еще не фаворит, так что Станислав Черчесов вряд ли пойдет на большие изменения в составе. Если поймали игру, надо ее держать, тем более что соперник — ​не чета первым двум.

В общем, Самара ждет большого нашествия. И мой путь лежит, естественно, туда. Между возвращением в Москву и новой дорогой у меня оставалось меньше суток.

…Возвращался на так называемом «поезде ФИФА» — ​одном из бесплатных составов, перевозящих болельщиков и журналистов. В двухэтажном вагоне было всего девять россиян, остальные — ​полный и невероятно колоритный интернационал. В вагоне было удивительно тихо. Потому что, как объяснил мне проектировщик Юра с Сахалина, которому оставалось посетить всего один матч в Москве на «Спартаке», «нет больше сил». На билеты мой попутчик потратил почти сто тысяч, вопросы с жильем решал в последний момент, изнывал от жары в Москве и мерз в Питере, но ни разу не пожалел, что приехал в такую даль.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow