КолонкаПолитика

Теодора не закошмаришь

По какой вздорной причине на этот раз страна должна остаться без классного университета

Этот материал вышел в номере № 66 от 25 июня 2018
Читать
Теодора не закошмаришь
Выдача дипломов в Шанинке. Фото: ВКонтакте

Рособрнадзор отозвал у Московской высшей школы социальных и экономических наук (Шанинки) государственную аккредитацию. Это значит, что университет все еще сможет готовить студентов и выдавать им двойной диплом — совместный с британским университетом Манчестера. Но студенты в учебном заведении без справки от государства теряют отсрочку от призыва (по словам руководства Шанинки, там сейчас делают все возможное, чтобы этого не случилось). Более того, недавний опыт Европейского университета в Петербурге показывает, что одной аккредитацией может и не обойтись, и следующая проверка лишит Шанинку лицензии на ведение образовательной деятельности. Европейский университет сейчас работает как научный центр и официально не имеет права учить студентов.

Тенденция понятная: в России существуют сотни высших учебных заведений, которые не дают своим слушателям знаний, но зато исправно выдают дипломы государственного образца и не имеют проблем с Рособрнадзором.

«Недочеты в работе» должны были возникнуть конкретно у последних частных университетов, в которых студенты умеют делать исследования на хорошем европейском уровне.

Известно, что найти нарушения можно в любом учебном заведении в стране, и что залог выживания здесь — хорошие отношения ректора и контролирующей инстанции. Проверяющие находят проблемы именно в том случае, когда получили соответствующий приказ. Претензии экспертов Рособрнадзора к Шанинке носят подчеркнуто формальный характер. Например, руководитель факультета права Дмитрий Дождев был найден аудиторами не соответствующим своей должности, поскольку по базовому образованию он не юрист, а историк. Дождев при этом всемирно известный правовед, единственный цивилист, работающий в России, которого регулярно цитируют в Европе. Басня оказывается законченной: среди авторов заключения по Шанинке есть постоянные клиенты «Диссернета».

Вопрос, который интересует всех, состоит в том, кому оказалось выгодно удушение Шанинки.

Здесь выдвигаются версии: во-первых, интерес к университету со стороны ФСБ из-за его чрезмерно тесных международных связей, во-вторых, конкретно наказание за статус университета с британским дипломом, и наконец, просто демонстративная порка за чрезмерную независимость и либерализм преподавателей и профессоров. Версия об имущественном конфликте отпадает: собственного здания у Шанинки нет.

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

Список версий и царящая в Шанинке растерянность подсказывают, что никто ничего толком сейчас не знает, хотя все видят аналогию с Европейским университетом и «понимают, в какой стране живут». Так рождается повседневное безумие:

мы привыкаем гадать, по какой вздорной причине на этот раз страна должна остаться без классного университета. Гадать, делать прогнозы, стараться помочь.

За последние годы мы к этому безумию, кажется, начинаем понемногу адаптироваться. Но, возможно, смотреть на вещи надо совсем с другой перспективы.

Основатель университета Теодор Шанин прожил длинную жизнь. Родившись в польском Вильно между двумя мировыми войнами, он успел побывать с семьей в Сибири, а затем в 1948 году через Францию восемнадцатилетним юношей уехал сражаться за независимость Израиля, учился в Иерусалиме и Бирмингеме, стал крупнейшим специалистом по социологии российского крестьянства. После падения железного занавеса декан факультета социологии Манчестерского университета Шанин приехал в Россию, чтобы создать здесь университет. Опыт Шанина показывает, как человеческая судьба преодолевает абсурд политических режимов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow