СюжетыСпорт

Игра в Питер

После победы в матче с Египтом Россия стала лучшей командой на ЧМ. Пока. Но то, что эта сборная играла, а не мучилась, — правда

Этот материал вышел в номере № 65 от 22 июня 2018
Читать
Игра в Питер
Фото: Влад Докшин / «Новая»
Не стоит ни преуменьшать, ни преувеличивать значение победы над сборной Египта. Выход в плей-офф в финальном раунде чемпионата мира — достижение бесспорное, в отечественном футболе этого не было 32 года. Можно искренне порадоваться, но помнить, что успех на фоне заниженных ожиданий порождает завышенную эйфорию.

Нет, сборная России, впервые выигравшая на мундиале два матча подряд и пока забившая больше всех мячей, не показала выдающейся игры, которую отдельные горячие головы уже называют чуть ли не чемпионской. Но то, что эта сборная играла, а не мучилась, — правда.

Что-то в питерской сумасшедшей погоде, да и в питерском воздухе тоже этому способствовало.

Вопрос выхода из группы надо было решать, конечно, на многострадальной и прекрасной арене «Санкт-Петербург». Город эту арену принял, а после матча с Египтом полюбил еще больше. Не хватало еще, чтобы ее постигла участь Ледового дворца, который избывал позор чемпионата мира по хоккею-2000.

Итак, надо было выигрывать. Тем и другим. Сборная Египта, для которой только победа оставляла шанс задержаться в России, бросила в бой главную звезду — Мохаммеда Салаха. Все предматчевые обсуждения сводились к тому, сможет ли колоритный бородач и лучший бомбардир английской премьер-лиги после трехнедельного простоя сыграть в полную силу — с одной стороны, и сможет ли российская оборона его сдержать — с другой. Салах сыграл на хорошем уровне и даже забил, пусть и с пенальти. Сборная России его сдержала, потому что гол этот практически ничего уже не решал.

Станислав Черчесов выставил, по существу, победный состав с ярко выраженным атакующим акцентом и вышедшими с первых минут Денисом Черышевым и Артемом Дзюбой. Судя по первому тайму, принцип в нем был заложен простой: капля камень точит. Да, с бесконечными навесами на Дзюбу египтяне справляются, но когда-нибудь под давлением и они ошибутся. Команда Эктора Купера, в свою очередь, уповала на Салаха и его способность извлечь максимум из любой опасной ситуации.

Так они и перетягивали канат весь первый тайм. Ноль проникновений в штрафную. Ноль голевых моментов. Много борьбы, много подходов, несколько дальних ударов. Салаха стерег не только Юрий Жирков, воздух в чужой штрафной пытался выиграть не только Артем Дзюба, но игра сохраняла опасно шаткое равновесие. Вплоть до того момента, когда капля наконец пробила камень.

Начинался второй тайм. Снова был навес в направлении «столба» Дзюбы. Голкипер Мохамед эль-Шенави выбил мяч не очень удачно — прямо на Романа Зобнина. Зобнин тоже пробил неудачно, попав в Ахмеда Фатхи. Удачным было то, что тому мешал тот же Дзюба, а мячу после попадания в колено защитника и рикошета не мешало уже ничто. Я следил за развитием событий с трибуны, и мне в тот момент почему-то показалось, что игра полностью перевернулась. Но до этого оставалось еще минут десять, а в промежутке египтяне, прежде всего усилиями Салаха, создали по крайней мере два полумомента. Так что до гола Дениса Черышева все висело на волоске.

Эффектная комбинация оказалась совершенно неожиданной для гостей, привыкших к однообразным навесам. Подключение бразильца Марио Фернандеса, его прорыв к лицевой линии, кинжальный пас на выскочившего на свободное место Черышева, четкое завершение — все было проделано идеально. А потом защитник Илья Кутепов аж со своей половины поля со штрафного просто отправил мяч в направлении Дзюбы. И Дзюба, злой от бесплодных усилий выиграть наконец воздух, сумел принять мяч на границе штрафной, прокинуть мимо защитника и отправить в ближний угол. Два навеса, одна внятная комбинация — три гола, на все про все ушло ровно 15 минут.

Про четверть часа Эктор Купер после не без сожаления и скажет. В переводе это звучало как «10–15 плохих минут». Они, по сути, и стоили совсем неплохой сборной Египта досрочного лишения шансов на продолжение борьбы. А самому главному тренеру — места, пусть официально оформлено это будет только после завершающего матча в группе. Жалко тренера, он тренер неплохой. Но и бог с ним, как пел Владимир Высоцкий.

Мало кто заметил временную эвакуацию части одного из центральных секторов ближе к концу первого тайма. Обладателям едва ли не самых дорогих билетов «повезло» пережить неприятный эпизод — подозрение у спецслужб вызвал бесхозный портфель, место быстро освободили и оцепили, но приведенная служебная собака дала отмашку к возвращению ВИПов. На ход матча и настроение публики эпизод никак не повлиял.

Было странное ощущение обыденности совсем не обыденной победы — наряду с никак не укладывавшимся в голове осознанием того факта, что Россия уже в одной восьмой. Случайным успех назвать никак нельзя, это было бы несправедливо к футболистам, каждый из которых сыграл на пределе, и это было бы несправедливым по отношению к тренеру, который гнул свою линию, и догнул-таки.

Пресс-конференция шла вовсю, за стол уже усаживался триумфатор. Станислав Черчесов не выглядел человеком, сбросившим тяжкий груз. Он вообще не выглядит человеком, который его несет. Он руководит сборной в своей системе координат, нравится это кому-то или нет.

Он довел сборную до позорного 70-го места в рейтинге, и он же добился с ней лучшего в истории результата на мировом футбольном форуме. Про рейтинг уже никто не вспоминал. Из извиняющихся перед Станиславом Саламовичем за неверие в сборную готова была выстроиться очередь.

Из всего слышанного насторожила следующая тирада: «В нашем лексиконе нет слова «проблема». Возникают вопросы по ходу турнира, и они решаются. А проблем у нас не было, нет и не будет». Все по плану, никакого расслабления и послабления, наперед не загадываем, впереди Уругвай — обычный для Черчесова вариант.

Осмысливать сделанное будем долго — вспоминаем же до сих пор десятилетней давности Евро. Правда, свой «матч с Голландией» сборная еще не сыграла. Иначе бы Россия высыпала на улицы, как тогда и произошло. Сейчас можно было просто порадоваться. Без задних мыслей.

Достоинства арены можно было оценить, лишь попав внутрь. На пути к ней голову поднять не давал дико холодный ливень. С «Новокрестовской» народ выходил неохотно, зонты вырывало из рук, дождь бил в спину, спасение было только в скорости передвижения по лужам. Мокрый зонт, который тоже подлежал проверке на входе, стал уже явным питерским ноу-хау.

Три матча в Москве сопровождала исключительно комфортная погода, позволявшая болельщикам демонстрировать весь набор драйва сколь угодно долго, хоть всю ночь. Здесь было не до драйва и не до рассматриваний окрестностей стадиона на Крестовском. Когда ветер высвободил закатное солнце, окружающая действительность преобразилась. Контраст — великое дело.

Дождь кончился, но шторм на заливе не стихал. Уже на трибуне через космического вида конструкции закрытой крыши было видно, как ветер со страшной силой гонит по небу рваные тучи. Внутри ветра не было. Совсем. Здесь было тепло, уютно и вполне комфортно. С 62-й минуты стало еще и празднично. Многочисленным египетским болельщикам перекричать хозяев уже не представлялось возможным.

В моем вагоне египтяне брали числом, на вокзале перекрикивали, а в метро еще и перепевали. На станции «Маяковская», слушая веселых бородачей, стоящий рядом парнишка мрачно прокомментировал: «А мы молчим». На что стоящий рядом коллега, быстро вникнув в ситуацию, выступил в роли ротного запевалы и грянул «Катюшу». Народ подхватился ненадолго. Общность проживания момента адекватного выражения не находит, что имеет много объяснений, но у других так или иначе получается куда дружнее.

Может, я мало видел. Вначале — игра. Сам футбол, и не телевизионный, а живой, почти не оставляет сил и времени на антураж. С финальным свистком работа только начинается, приплясывать особо некогда, в итоге видишь только излет праздника, остаточные его проявления.

Так вот и я в Питере, передав текст в редакцию, брел в белую полночь вокруг светящейся неземным светом летающей тарелки «Санкт-Петербурга» к выходу номер один, периодически сверяясь у волонтеров с маршрутом. Объясняли четко: вначале выйти к памятнику, затем по парковой аллее — к фонтану, свернуть направо к стоянке, и там уже отыскать нужный шаттл.

Повзводно выстраивались «космонавты», у которых особо тяжелой работы, к счастью, не оказалось. Шли оставшиеся группки веселых болельщиков, в основном российских. Понуро брели уже не певшие египтяне. Пахло недавним дождем и немного морем. Путь до фонтана оказался неблизкий, но здесь еще царило оживление, у кого-то оставались силы зажигать. Шаттл уже стоял под парами, и двое сидевших в нем отвязных болельщиков первым делом спросили меня, туда ли они едут.

Один был в ушанке, другой с копией Кубка мира в руках. Оба охрипли до невозможности, но были вполне адекватно счастливы. Не важно, как их звали, откуда они приехали и где собирались скоротать ночь. Мы поняли друг друга с полуслова. Перспектива сборной России виделась им оптимистичней, чем мне, но обстановка к спору не располагала.

Питер проживал историческую победу радостно, но спокойно. Меня наутро звали в фан-зону на Конюшенной, где уже зрела идея «парада флагов», мне уже объяснили, что атмосфера в городе замечательная и лучше, чем где-либо, что такого разнообразия я больше нигде не увижу, и я точно знал, что дождусь здесь Бразилию и Коста-Рику, экзотики хватит.

Нужно было понять расклад.

Матчи каждого тура идут в строгой очередности — начинает группа «А», продолжает группа «В» и так далее. Игры в соседней группе, как и встреча Уругвай — Саудовская Аравия в нашей, уже в среду могли определить многое. Да почти все, что касается непосредственно сборной России. Вначале из кандидатов на выход отвалилась сборная Марокко, которую в «Лужниках» уже на первых минутах обидно похоронил Криштиану Роналду. Марокканцы играли даже лучше и острее действующих чемпионов Европы. Они вообще уже стали самыми невезучими из тех сборных, кто покинет чемпионат после группового турнира. Но своего Роналду у них не нашлось.

Поздно вечером в Казани при невероятной поддержке большинства зрителей лидер группы «В» Иран героически бился с самой Испанией. Именно бился, а не просто «поставил автобус» на пути грозных соперников. Испанцы мучились весь матч, усилиями Диего Косты затолкали один гол, а когда иранцам было уже нечего терять, выяснилось, что фаворит может и упустить победу. С трудом подопечные Фернандо Йерро минимальный счет сохранили. В результате чего у двух монстров оказалось по четыре очка при равной разнице мячей. У Ирана остался шанс на выход, но в последнем туре надо побеждать португальцев, а Испании играть с немотивированной сборной Марокко. Вот такая завернулась в соседней группе интрига.

Днем в Ростове-на-Дону под палящим солнцем исчез минимальный теоретический шанс для Саудовской Аравии, которая отнюдь не была клиентом для сборной Уругвая. Аравийцы уперлись, и если бы удача не улыбнулась проводившему сотый мяч за сборную Луису Суаресу, главный фаворит группы «А» мог потерять очки. А так матч окончательно оформил выход в плей-офф для России и Уругвая, одержавших по две победы. 25 июня в Самаре они и выяснят, кто с какой позиции стартует в плей-офф. Для того чтобы занять первое место, Россию устроит и ничья. С Уругваем играть можно, а вот можно ли выигрывать, посмотрим. Команда номер один группы «А» сыграет 30 июня в Сочи, команда номер два — 1 июля в «Лужниках». А с кем они будут встречаться, станет известно вечером того же 25 июня в Саранске, где Иран встретится с Португалией, и в Калининграде, где Испания будет добывать результат в игре с Марокко. Они уже будут знать полный расклад в группе «А». Кто из соперников хуже или лучше, можно только гадать.

В четверг в группе «С» последний шанс оставался для Австралии и Перу, а в группе «D» поздно вечером в Нижнем Новгороде выясняли отношения лидер фактический — Хорватия, и лидер потенциальный — Аргентина. Второй тур завершится в воскресенье суперматчем в Казани между Польшей и Колумбией. Фаворитами, проигравшими в первом туре Сенегалу и Японии соответственно.

На старте второго тура группового этапа никто с шашками наголо на соперника не бросался. Все три матча в среду закончились с минимальным счетом, и только открывавшая тур встреча стала исключением. То, что Россия добавила к пяти мячам еще три, до глубины души поразило всех, особенно иностранных коллег.

Станислав Черчесов, надо отдать ему должное, остроумно снизил градус восторга: «Если бы за восемь голов давали звание, то мы бы уже стали чемпионами. А пока сделан шаг в следующий круг».

Но досрочно. Чего точно никто не ожидал.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow