Репортажи · Общество

Истребление метафоры

В некоторых школах учителей вынуждают сдавать ЕГЭ. Меня не вынуждали, я сама решила его сдать

Этот материал вышел в № 59 от 6 июня 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 59 от 6 июня 2018

16:38, 2 июня 2018Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»

6423

16:38, 2 июня 2018Ирина Лукьянова, учитель, обозреватель «Новой»

6423

Фото: РИА Новости

Через год будут выпускаться гуманитарии, которых надо готовить к экзамену по литературе, потому и захотела опробовать ЕГЭ на себе, посмотреть изнутри — работают ли рекомендации, которые мы даем детям. Понять на практике: как распределять время, писать ли черновик, легко ли вспомнить нужные тексты, как выкручиваться из сложных ситуаций.

Стресс себе устроила сама: примчалась после рабочего дня, не готовилась, не выспалась, не оценила, сколько времени надо идти от метро, заблудилась, бежала, опоздала, забыла в сумке, сданной в камеру хранения, таблетки от головы и весь экзамен промучилась мигренью. Порадовалась, что взяла с собой две ручки: первая исписалась через два часа.

ЕГЭ по литературе состоит из короткой тестовой части и пяти сочинений — четырех маленьких и одного большого. Написать их надо за 3 часа 55 минут. Строчить приходится стремительно и разборчиво. Так что писчий спазм я заработала уже через час. За временем надо следить постоянно, держать в голове график и не выбиваться из него. Да, нельзя оставлять большое сочинение напоследок: не успеть — более чем реально, а потерять 15 первичных баллов — это потерять год.

Писать без черновиков я, как выяснилось, не могу: много исправляю — так что этот совет ученикам не работает. Переписывая большое сочинение на чистовик, я забыла вставить в нужное место абзац. Вставила куда смогла и простилась с баллом за композицию: переписывать сначала тоже некогда.

В одном из заданий требовалось вспомнить стихи о русской деревне. Увы — это не мой конек. Пришлось повспоминать, кое-что притянуть за уши, привязать потуже. Но самой коварной оказалась тема большого сочинения: пушкинская лирика о природе. С одной стороны — вот тут-то в голове уж точно целый склад, но все лежит хаотично, даже онегинские фрагменты не отсортированы от лирики, а надо еще и концепцию построить. Но я была уверена, что справилась и тему раскрыла.

Результат ударил по самолюбию: 34 первичных балла, по шкале прошлого года — это 71 тестовый балл. С таким результатом меня не взяли бы ни на один приличный филфак или журфак (о счастье, что я уже дипломированный филолог и действующий журналист).

Вывесила сканы работы в фейсбуке. Коллеги тут же нашли мою проблему с композицией, а кроме нее — четыре речевых ошибки: два незамеченных повтора и парочку метафор (например, «завихрения в ткани стихотворения») — они одним коллегам показались речевыми ошибками, а другим — терминологическими. Но главное — я ошиблась в цитировании хрестоматийных строк, которые помню с первого класса, как выяснилось, неточно. «Прозрачный лес один чернеет» — «один», а не «вдали». А луна как бледное пятно — сквозь тучи мрачные «желтела», а вовсе не «глядела», и тут нет никакого олицетворения. Но 34 баллов это все равно не объясняло. И я подала на апелляцию.

И там мне добавили пять первичных баллов.

А 39 первичных баллов — это уже не 71, а совсем даже 87 тестовых. И с этими баллами уже можно думать хотя бы о внебюджете. Потому что для бюджета надо сперва искоренить привычку выражаться образно.

Так что в план подготовки школьников мне пришлось внести коррективы: учить понимать критерии проверки и соответствовать им; жестко структурировать сочинения; узнавать простые термины в нарочито усложненных определениях; разбираться в расплывчатых формулировках заданий («в каких произведениях русской литературы поднимается тема духовного преображения мира?»); много учить наизусть; тренировать привычку писать сухо и академично; истреблять метафоры и сложные конструкции — это страховка от речевых ошибок. Все это имеет малое отношения к литературе — но именно на этом исправно сыплются талантливые филологические дети, даже если они уже стали призерами олимпиад. Я не раз слышала от уважаемых коллег, что обычный экзаменационный балл для такого одаренного ребенка — около 70.

Чем гуманитарнее предмет, тем труднее формализовать критерии проверки, тем она субъективнее, тем выше у проверяющих стремление перебдеть (мой разлет в 16 тестовых баллов у двух проверяющих — тому свидетельство). Собственно, формализация критериев — попытка добиться объективности, но чем больше критерии формализованы — тем меньше отношения экзамен имеет к литературе и тем больше — к попаданию в кем-то придуманный формат.

Сейчас литературу сдают всего лишь 5 процентов выпускников, но министр просвещения Ольга Васильева еще в бытность свою министром образования несколько раз высказывала идею: хорошо бы сделать ЕГЭ по литературе обязательным. Очень надеюсь, что эта идея не завладеет массами. Потому что литературе в школе тогда уж точно придет конец. Читать перестанем и будем без конца тренироваться: вспоминать произведения, где герои поют, смотрят на звезды, сватаются; где речь о дружбе, родине, поэзии — и зубрить цитаты. Будем искать в текстах изобразительно-выразительные средства и вспоминать, что такое «прием образного соотнесения предметов и явлений» или «метод, основанный на противопоставлении реального и воображаемого мира».

Понимать бы еще — зачем все это.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#россия #егэ #литература

важно

8 часов назад

Российские фигуристы Синицина и Кацалапов стали чемпионами мира в танцах на льду

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496923

2.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

187207

3.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183659

4.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166639

5.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

158890

6.
Новости

«Я кричал от боли»: похищенные чеченские юноши подали заявление в СК по факту пыток со стороны силовиков в 2020–2021 годах

87649

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera