СюжетыОбщество

Нам и не снилось

Как оценивают подростки книги, которыми их родители зачитывались в том же возрасте, и что они выбирают из современной подростковой литературы

Этот материал вышел в номере № 57 от 1 июня 2018
Читать
Нам и не снилось
Кадр из фильма «Вам и не снилось...»
На призыв рассказать о литературе из родительской юности откликнулись только девочки — и только младшие подростки. И понятно — младшие подростки читают о старших подростках, старшие подростки — о взрослых. И все, не сговариваясь, выбрали «Вам и не снилось» Галины Щербаковой.

О разной любви

«Иногда хочется почитать именно о любви. Большой и светлой. Если верить бабушкам и дедушкам, то раньше трава была зеленее, небо голубее, а любовь больше и светлее. «Почитай «Вам и не снилось…», — советуют старшие.

Эта книга действительно о любви. Но не о большой и светлой, а о разной. И слово «секс» там, кстати, встречается на самых первых страницах. Так что взрослые, видимо, просто об этом забыли. Главные герои этой повести — шестнадцатилетние Ромка и Юлька. Но их просто затаптывает огромное количество взрослых персонажей со своими непростыми судьбами. А подростков в этой книге практически нет. Всего-то четверо — Ромка, Юлька, Сашка и Алена. Остальные их одноклассники — безымянная массовка.

В конце книги я плакала и искала для себя ответ на вопрос: выжил главный герой или нет, так как финал открытый. Но если оставить эмоции в стороне…

Параллели с Шекспиром автор нам просто навязывает. И дав такие имена главным героям, и упомянув в самом начале «Вестсайдскую историю». Какой-то Шекспир в тройном разведении получается. У Шекспира погибают Ромео и Джульетта, в «Вестсайдской» — только Тони, а в «Вам и не снилось…» — решайте, мол, сами.

Но если забыть о Шекспире и просто читать, то оказывается, что нам рассказывают множество историй любви: и учителя литературы, и родителей Ромы и Юльки, и Алены, их одноклассницы. Истории одиночества, слабости, злости.

И, наконец, главные герои — Ромка и Юлька. Для Юльки ее любовь к Ромке становится смыслом жизни. Юлька кажется слабой, но в ней много внутренней силы, какой-то сумасшедшей решимости. Но что-то в этой любви мне не понравилось. В такую любовь проваливаешься, а не взлетаешь вместе с ней. А мне хочется именно взлетать.

Ромка — симпатичный, умный, ироничный, послушный. С одной стороны, он любит Юльку, а с другой — маму. Наверное, это нормально. Но если бы он не был таким послушным, он бы мне понравился больше.

Эта книга о любви написана очень сухо, мне не хватило в ней жизни и света. И если меня попросят порекомендовать книгу о любви, то я, скорее, порекомендую «52 февраля» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак».

Анюта Клыкова, 13 лет, Москва

И сейчас такие же

«Вместо скучного мелодраматического рассказа о «Ромео и Джульетте» я встретилась с историей, наполненной юношеской живостью, импровизированными шутками, реальными чувствами и совершенно не «ходульными» персонажами. Ужасно проникновенная концовка — без преувеличения — заставила сердце сжаться.

Я бы не сказала, что меня сильно восхищает Юля. Я не могла найти в ней ничего особенного, но и неприятия не испытывала тоже. Рома был единственным героем, чей характер, ум и мировоззрение пришлись мне по душе. Таких мальчиков нужно еще поискать.

Мне кажется, что это история на все времена. Она не может потерять актуальность (если только люди не разучатся любить), даже в наше время, спустя почти сорок лет, чувства и поведение влюбленных людей схожи. Некоторые мои одноклассницы, учившиеся прежде на «отлично», моментально скатывались на двойки в этих случаях. Мальчики отдалялись от посторонних девчонок. И оба так же уходили от всех друг в друга».

Женя Кузнецова, 9-й класс, Москва

«А мне можно это читать?»

«Я тут книжку прочитала — из-за нее не могла уснуть. Я думала сначала, что это какая-то советская ерундистика. Но потом там, в начале книги, увидела обсуждение на интимные темы. Поначалу меня это даже смутило. И я маме сказала: «Ты уверена, что мне можно это читать?»

— Хм, а про что именно?

— Они там вначале обсуждают с учительницей про любовь «без примесей» и «напополам с лесоповалом», но половину я не поняла и даже перелистнула пару страниц. А потом меня затянул сюжет.

— А не старомодно это все — насчет запрета родителей?

— Ну да, в наши времена такого нет. Все-таки разлучать влюбленных дико. Да и подростки сейчас не настолько романтичны, чтобы поехать за кем-то в другой город.

— А из-за чего именно ты не могла заснуть?

— Когда Рома узнал, что его обманули, он выпрыгнул из окна. На этом история обрывается. Вот и усни после этого.

— Как тебе главные герои? Понравились?

— Юля — типичная раздолбайка, потому что у нее было много троек в старших классах. Мне не нравились некоторые поступки, которые она совершала. И есть эпизод, в котором она говорит, что не может думать об учебе, а думает только о Роме. Я не понимаю, как можно так влюбиться, что не думать о своем будущем. С Ромой все наоборот. У него почему-то получается и учиться, и думать о Юле. Еще он креативный. Он записал ей пластинку, где рассказывает ей свою таблицу умножения: «Дважды два равно четыре, а я тебя люблю…»

— А как ты думаешь, они поженились бы со временем?

— Я думаю, нет. Потому что мне непонятно, что у них общего. Возможно, автор просто не очень хорошо раскрыл их характер.

— В чем тогда фишка этой книги?

— Мне кажется, главная мысль этой книги, что родители часто уделяют детям мало внимания и нечестно с ними обращаются».

Ариадна Ершова, 12 лет, Санкт-Петербург

Как можно «слиться» из-за любви?

«Мы с дочерью говорили об этой книге. Вот как она ее воспринимает. Вначале не совсем понятно и занудливо (слишком взросло), дальше — лучше. Она как бы осуждает такую безбашенную любовь и не понимает, как так можно — особенно Юлю. Она считает, что в ситуации виноваты родители: им было не до детей, поэтому все так и получилось.

Я этого в детстве как-то вообще не увидела — меня больше захватила любовь, и совсем не задело, что девочка из-за любви стала троечницей. А начало тоже показалось занудным. И помню, меня тоже напрягла и покоробила история их «сочетания», а дочь почему-то напрягло, что они пили ром. А еще мне кажется, что сейчас школьники больше боятся будущего (ЕГЭ и прочего) и не представляют, как можно «слиться» из-за какой-то любви. А еще — они уже настолько знают свои «права» и так легко говорят родителям «ты не имеешь права», что им непонятны такие жесткие запреты и ответное послушание детей».

Анна Ершова, мама Ариадны, Санкт-Петербург

Оказалось, что мальчики — совсем другие

«Кроме меня, кроме нее» Марии Евсеевой — прекрасная книжка. История рассказывается двумя разными персонажами. Это мальчик и девочка, старшеклассники. Они смотрят на одну и ту же ситуацию, но они разные и поэтому смотрят тоже по-разному.

Главные герои учатся в одной школе, Никита — в одиннадцатом, Марина — в девятом, а знакомятся случайно. Сначала Никита Марине не понравился, и она даже мысленно называла его «шкетом», но потоооом…

Сам же Никита стеснялся и почти никак не показывал своих чувств. Все усложнило то, что старшая сестра Никиты Настя пришла преподавать физику в школу, где учатся герои. Свое родство Никита и Настя не афишировали. Поэтому Марина подумала, что Никита встречается с молодой симпатичной учительницей физики, и обиделась. Мне как читателю очень интересно было наблюдать за поворотами сюжета. Ты смотришь на происходящее сверху и понимаешь, КАК можно сделать так, чтобы все было хорошо, а герои этого почему-то не видят.

Понимаешь, какие люди разные и насколько мальчики отличаются от девочек. Потом, в жизни, ты начинаешь больше беспокоиться о том, КАК может думать другой человек и ЧТО он может подумать. И что это может совсем не совпасть с твоими ожиданиями».

Катя Рязановская, 13 лет, Москва

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow