РепортажиОбщество

Первый день без крыльев

Что происходит в саратовском аэропорту после запрещения полетов местной авиакомпании

Этот материал вышел в номере № 57 от 1 июня 2018
Читать
Первый день без крыльев
Фото: Денис Жабкин / ТАСС
Росавиация аннулировала сертификат эксплуатанта «Саратовских авиалиний» с 31 мая. Как сказано на сайте перевозчика, «одной авиакомпанией в России стало меньше». По сообщению Министерства транспорта РФ, причиной запрета полетов стали неудовлетворительные результаты проверок, проведенных после февральского крушения Ан-148. На рейсы авиакомпании продано больше 70 тысяч билетов до конца октября. До 13 июня включительно пассажиров «Саравиа» (это примерно 8,7 тысячи человек) будут возить другие авиакомпании. Ведомство ведет переговоры с «Аэрофлотом», «Сибирью», ЮТэйр, «РедВинг», «Нордавиа» и т.д. Пассажирам, имеющим билеты с вылетом после указанной даты, рекомендовано обратиться к саратовскому перевозчику для возврата денег.

Перед аэровокзалом растерянно стоит молодая пара. Дарья и Александр планировали 13 июля улететь отсюда в Симферополь, впервые вывезти детей на море. «Насмотрелись вот на эту рекламу, — Дарья кивает на синий билборд, обещающий прямые рейсы на черноморские курорты. — Мы редко летаем, я боюсь. Думали, не поехать ли на машине, но это пару дней, если с остановками, а дети еще маленькие. На самолете — два часа двадцать минут». За четыре билета супруги отдали в начале мая 35 тысяч рублей.

Через неделю после покупки появились первые тревожные сообщения (как уже рассказывала «Новая», 17 мая руководство «Саратовских авиалиний» объявило об остановке работы в связи с действиями Росавиации, но уже 18 мая перевозчик заверил пассажиров, что «все обязательства будут выполняться в полном объеме»). Молодые люди сразу поехали в аэропорт сдавать билеты, но тогда в кассе их убедили подождать. Сегодня выяснилось, что ждать больше нечего.

Недолетались

Руководство «Саратовских авиалиний» объявило об остановке работы. Но тут же передумало

Фото: Матвей Фляжников, для «Новой»
Фото: Матвей Фляжников, для «Новой»

В здании работают четыре кассы. Очереди большие, но движутся быстро. «Мы с удовольствием отдали бы вам деньги, но официального распоряжения нет. Оставьте письменное заявление на возврат средств», — кудрявая блондинка из окошечка протягивает бланк.

«Понимаете, я в Москве живу и работаю, я сюда к маме приезжал!» — несостоявшийся пассажир Вячеслав почти кричит. Вчера он в этой кассе купил билет до столицы за 7900 рублей.

«Если бы я сегодня утром телевизор не включил, к 20.00 пришел бы сюда на рейс, которого нет!»

Кассир, пытаясь говорить спокойным голосом, объясняет, что билеты продавались до последнего, так как о создавшейся ситуации «нам стало известно вчера в 17.00». «Как мне уезжать из Саратова? У меня нет денег!» — негодует Вячеслав. «Тут у всех нет денег», — кассир обводит рукой толпу. «Кто мне обеспечит гостиницу и питание?!» «Кто вам может это обеспечить? Компания, которая уже не существует?!» — наконец выходит из себя собеседница. Достает мобильник, закрыв глаза, говорит трубке: «Еще чуть-чуть, и я здесь умру».

К окошку проталкивается загорелый брюнет в лимонной рубашке. Представляется Альбертом. У него два билета в Сочи туда и обратно за 27 тысяч рублей на июль. Заполнять заявление на возврат средств он не хочет. «Мне не нужны деньги. Я хочу улететь. У меня уже гостиница оплачена, бронь не возвращают. Я смотрел соседние аэропорты. Из Волгограда уже нет билетов. Из Самары остались последние два».

«Ощущение, что Саратов посадили в тюрьму, отрезали от всего мира!»

Подходит Светлана — ухоженная женщина в синем платье с изящной сумочкой. Ее муж 22 мая улетел в Южно-Сахалинск, 1 июня должен был вернуться через Москву в Саратов. «Билеты были куплены в марте. Сегодня я открыла новости и узнала, что обратно он не полетит. С утра я пыталась дозвониться на горячую линию «Саратовских авиалиний», но с нами никто не хочет разговаривать: я 40 минут слушала автоответчик». По словам Светланы, авиабилет Москва — Саратов обошелся в 5800 рублей. Сегодня ей нужно успеть купить для мужа билет на поезд за 6 тысяч, причем неизвестно, остались ли свободные места. «Перелет из Южно-Сахалинска в Москву длится 8,5 часа. Если бы он сел на самолет до Саратова, то через час был бы дома».

«А кто-нибудь знает, как возвращать электронные билеты?» — обращается к очереди парень в белой майке. На стенах зала никаких письменных инструкций для клиентов не вывешено. О запрете полетов сообщает крошечное, в четверть листа А4, объявление со ссылкой на приказ Росавиации, в котором взволнованные люди ничего не могут понять. На сайте «Саравиа» указано, что «возврат авиабилетов будет осуществляться в соответствии со статьей 8.2 «Порядок предъявления претензий Правил перевозчика», с которыми можно ознакомиться во вкладке ПАССАЖИРАМ, правила перевозчика». Найдя нужную вкладку, можно узнать, что «возврат сумм полностью либо частично за неиспользованный участок перевозки производится по месту приобретения билета в течение одного года с даты выдачи».

В дверях аэровокзала появляется телевидение. Навстречу выходит сотрудница в синей униформе, просит прекратить съемку режимного объекта. Увидев наконец кого-то из компании, кроме кассиров, пассажиры бросаются к ней. «Не нужно верить слухам из интернета. Единственным достоверным источником информации является Росавиация. Все разъяснения моментально появляются сайте «Саратовских авиалиний», — устало повторяет сотрудница.

Некоторые люди в очереди ничего не слышали о происходящем с саратовским авиаперевозчиком и пришли сегодня купить билеты.

Фото: Матвей Фляжников, для «Новой»
Фото: Матвей Фляжников, для «Новой»

На табло аэропорта светятся две строки — «Аэрофлот» летает из Саратова в Москву дважды в день в 12.30 и 19.30. Других перевозчиков здесь не осталось.

До запрета «Саравиа» ежедневно выполняла четыре рейса в Москву, три раза в неделю летала в Петербург, с 1 июня должны были открыться рейсы в Сочи, Анапу, Геленджик, Симферополь, Анталью и Салоники. Компания работает и в других городах Поволжья, в Сибири, на Дальнем Востоке. Всего обслуживается более 40 маршрутов. В прошлом году было перевезено 796 тысяч пассажиров.

Саратовский аэропорт. Фото: zavodfoto.livejournal.com / akciirosta
Саратовский аэропорт. Фото: zavodfoto.livejournal.com / akciirosta

Улетел, не обещав вернуться

Напомним, что в феврале нынешнего года Ан-148 «Саратовских авиалиний», летевший из Москвы в Орск, потерпел крушение в Подмосковье. Погибли все 65 пассажиров и шесть членов экипажа. Специалисты Межгосударственного авиационного комитета заключили, что причиной катастрофы могло стать обледенение датчиков скорости.

В марте Росавиация обязала саратовских перевозчиков приостановить полеты Ан-148. В начале апреля руководитель агентства Александр Нерадько предложил компании добровольно отказаться от сертификата эксплуатанта и «сосредоточиться на аэропортовой деятельности». 25 апреля ведомство ввело ограничение срока действия сертификата эксплуатанта «Саратовских авиалиний» до 30 мая.

17 мая, не дожидаясь официального снятия ограничений, «Саравиа» распространила торжественную новость о ребрендинге (полеты предполагалось продолжать под торговой маркой Ivolga Airlines) и пополнении флота: в Саратове с приглашением журналистов и блогеров встретили новый Embraer. В тот же день перевозчику пришло письмо Росавиации о приостановке продажи билетов с 30 мая. Руководство «Саратовских авиалиний» объявило об отмене рейсов и возможном закрытии единственного в регионе аэропорта, все здания на территории которого принадлежат компании. Но уже 18 мая эта новость исчезла с корпоративного сайта. В новом сообщении говорилось, что «совет директоров прилагает все усилия, направленные на сохранение деятельности авиакомпании, включая деятельность международного аэропорта «Саратов Центральный».

Саратовский аэропорт. Фото: zavodfoto.livejournal.com / akciirosta
Саратовский аэропорт. Фото: zavodfoto.livejournal.com / akciirosta

В минувшие выходные на предприятии побывала выездная проверка Росавиации. По сведениям источников, контролеры отметили «гигантские усилия», приложенные к устранению ранее обнаруженных недочетов. Представители перевозчика надеялись на благоприятный исход. Однако вечером 29 мая в СМИ появились сообщения о запрете полетов. При этом официальных заявлений от регулятора в адрес компании не поступало. Лизингодатель GECAS потребовал возвращения авиалайнеров.

В ночь на 30 мая самолет Embraer в новой ливрее Ivolga Airlines, празднично встреченный в Саратове две недели назад, улетел обратно во Францию. Борт не успел совершить ни одного рейса.

Фото: Денис Жабкин / ТАСС
Фото: Денис Жабкин / ТАСС

P.S.

P.S. Пока готовился материал, Минтранспорта РФ сообщило о переговорах с акционером «Саратовских авиалиний» Аркадием Евстафьевым. Как утверждает ведомство, «Саратовские авиалинии» в течение 14 дней будут возвращать пассажирам деньги за билеты. В течение суток будут определены процедура оформления возвратов и адреса представительств. По заявлению Минтранспорта, «акционером выражена заинтересованность в создании нового перевозчика с целью сохранения трудового коллектива». В то же время «Саратовские авиалинии» подали в областное министерство занятости сведения о планируемом высвобождении с 30 августа 998 человек из 1003, занятых на предприятии.
shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow