Большие игроки уходят на Восток, как викинги в Валгаллу, чтобы после битв и стрессов своей бурной жизни наслаждаться зелеными лужайками и безмятежной игрой в мяч.
Так поступил и Андрес Иньеста, полузащитник «Барселоны», неизменный № 8 в той невероятной команде, где в защите скалой и камнем стоял Пуйоль, впереди летел как вихрь маленький Месси, а в центре мыслительным центром и движком всей игры жила пара Иньеста–Хави.
Они не были внешне похожи, эти двое, рано начавший лысеть, потом бритый наголо Иньеста и жгучий брюнет Хави, но я воспринимал их как братьев, а может быть, как одно существо, живущее в двух невысоких, идеальных спортивных телах. Они казались мне неразрывными в игре. Но Хави ушел в 2015 году, а Иньеста ушел сейчас. Один отправился в катарский «Аль-Садд», другой — в японский «Виссел Кобе».
Сейчас, когда Иньеста исчез с наших глаз, самое время подумать о нем, вспомнить его и постараться понять, кем он был.
В игре Иьесты меня всегда поражало его творческое постоянство. Многие могут блеснуть в одной игре, почти у всех бывают удачные сезоны, но Иньеста был одинаковым шестнадцать лет подряд: одинаково подвижным, одинаково умным, одинаково креативным. Одинаково неустанно они создавали с Хави то сложное, замысловатое, художественное движение в центре поля, на которое нужно было смотреть, не отводя глаз, чтобы не упустить детали. Как слаженно, тонко и точно они это делали. А потом случалась секунда, когда Иньеста вдруг выдавал длинный и прямой, как луч, пас или набрасывал мяч навесиком через двадцать метров, прямо в ту точку, куда уже несся на всех парах маленький Месси.
Они все были маленькими, Иньеста (171 см), Месси (170 см), Хави (170 см). Это были непобедимые гномы в сине-гранатовых одеждах и розово-лимонных бутсах, летавшие по полю и придумывавшие свои сказки так, что никакие великаны не могли одолеть их.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Это всегда была победа маленьких над большими, ловких над сильными, быстрых над тугодумами. Потому что Иньеста не просто быстро бежал, всегда быстро и всегда бежал, он никогда не стоял, остановок у него не было в принципе — он всегда быстро думал, хотя я и не уверен, что он именно думал. Слово не вполне точное. Мысль требует сосредоточения, развития во времени. У Иньесты не было времени для размышлений — только для прозрений. Иньеста словно имел внутри себя какой-то чудо-прибор, соединявший компас, ватерпас, авиагоризонт, спидометр, датчик магнитного поля и генератор открытых зон. И этот прибор позволял ему в любой точке поля ощущать игру как единое динамическое целое. Он сам создавал движение и интуитивно понимал, где и когда оно уплотнится, ускорится и резким протуберанцем выплеснется в сторону ворот соперника. И тогда он оказывался там и давал пас.
«В футболе самая главная мышца — мозг», — сказал Круифф, с 1988 по 1996 год тренировавший «Барселону» и создавший ее движение, ее круговорот мяча и игроков, ее философию и ее восхитительный стиль.
Герда Мюллера звали «человек-гол», а Иньеста был человек-пас. Хави говорил, что Иньеста всегда был готов принять пас и всегда ждал и жаждал паса. Он никогда не пытался спрятаться в тени, взять паузу на фланге, пока другие мучаются в центре, нет, он непрестанно двигался в эпицентр игры и все время открывался, требуя этим паса. Ему нельзя было не отдать мяч, он все время оказывался открытым и ждал мяча, чтобы увеличить темп, или сплести маленькое кружево перепасовки, или обыграть кого-то, или бросить мяч партнеру и вдруг чудодейственным образом снова открыться, на полном ходу влетая в штрафную.
Все размеренно, спокойно, идет типичная для «Барселоны» мелкая игра в пас, которая кажется скучной поклонникам скоростного вертикального футбола, и вдруг действительность сдвигается на два градуса, резко ускоряется, стекает на один из флангов словно жидкость, и из толпы скопившихся на пятачке людей следует пас в непонятно откуда взявшуюся свободную зону. Это и есть Иньеста.
Когда Иньеста в центре поля отдавал пас, следовало смотреть не на того, кому он отдал пас, а на Иньесту, потому что он тут же с невероятной уверенностью устремлялся туда, где мяч окажется через три или четыре секунды. Эти его решительные маневры и рывки восхищали меня — он буквально выбегал из настоящего и перебегал в будущее, в тот эпизод, который еще не случился, но сейчас случится. О будущем человечества он знал не больше каждого из нас, а будущее игры, в которой участвовал, предугадывал.
В его лице и во всем его облике, когда он выходил на поле, была серьезность человека, делающего важную работу. Ничего героического или романтического в его внешности не было. Можно было бы даже назвать его человеком с внешностью клерка. Он не был ироничен, не был дерзок, не был смешлив, у него была внешность серьезного человека, который очень хорошо отличает главное в жизни от всего остального. Главным были футбол и семья, главным были «Барселона» и жена Анна, родившая ему троих детей; а больше ничего не существовало для маленького сосредоточенного человека с бритой головой, наделенного талантом творения. В ярком, буйном, бешеном мире высокого спорта, где Видаль с гребнем на голове носится на гоночной машине, Балотелли ведет себя как избалованный принц, Ибрагимович вещает о своей божественной сути, а любовь Пике и Шакиры сияет в глянце, сын официанта и выходец из крошечного городка, Иньеста был образцом скромности. Он играл в футбол, а все остальное — это всего лишь все остальное.
Искаженные лица, гневные лица, лица с разинутыми в крике ртами — все это не про него. Он был слишком сосредоточен на своем важном деле, чтобы картинно вздымать руки или, падая, театрально кататься по траве. Упал, тут же встал, и когда он вставал, на его округлом лице было все то же выражение сосредоточенной работы. Он никогда не разговаривал на поле. Никто не слышал от него: «Дай! Давай! Пас! Беги!» Они с Хави играли молча, потому что им не нужны были слова, чтобы общаться и понимать друг друга на три хода вперед.
Для полузащитника он немало забивал, в том числе с передач своего щедрого друга Лео Месси, который сбрасывал ему мяч в касание, и в гуще толпы отдавал внезапно пяткой, и на линии штрафной выкатывал под рывок, и удар между защитниками; именно Иньеста на 116-й минуте мучительной игры забил победный гол в ворота Голландии в финале чемпионата мира 2010 года. Но голы не были его сутью, его сутью была игра сама по себе, созидание игры, ее прилив и отлив, вариации ее темпа, ее переход с края на край и ее расширение на все поле. Он владел игрой, как маг владеет миром, поднимая и опуская ладонь, чтобы послать пучок энергии в ту или иную точку. Иньеста посылал мяч, чтобы сгустить напряжение или заставить тонкую секундную стрелку скакнуть сразу на несколько делений. Он делал пас, и в стене защиты вдруг осыпались кирпичи, а на их месте вдруг оказывался сияющий воздух предголевого прорыва.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68