И фигура остается стоять во весь свой гигантский рост посреди этой простой житейской истории. Л. Петрушевская
Отметить юбилей Петрушевской решили разными способами — выставкой ее собственных работ (в Центре Гиляровского) и выставкой о ней (в Московском музее современного искусства), премьерой театральных проектов по мотивам самых известных текстов и концертом в Театре наций (Петрушевская ведь еще и поет — и тем славна. Большинство народоселения страны слушает ее песенки в интернете, а также читает реплики в соцсетях). Еще в течение года издательство «Э» (бывшее «Эксмо») выпускало ее книги — от комических стихов до волшебных сказок, причем все шесть томов — не переиздания, а новотворчество.
Это, безусловно, признаки любви и внимания, обоюдных: писатель (он же — драматург, поэт, музыкант, актер, мультипликатор) творит, а благодарный реципиент — вкушает благодатные плоды. Так было не всегда: спектакли запрещали, первая книга рассказов вышла, когда автору исполнилось пятьдесят. Но и сейчас, говорит Петрушевская, она «мало кому из нынешнего народа знакомая». Ведь нынешние выставки и спектакли — изыски для начитанных, кажется.
Но только кажется.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Феноменальное празднование юбилея Людмилы Стефановны лишь подтверждает ее гнетущую актуальность. Она продолжает выситься, как ее мифический Альберт из «Бессмертной любви», посреди нашей дурно пахнущей бытовой истории. Мы — вечные герои Петрушевской. Нелепые, корявые пуськи бятые, впопыхах сожравшие бутявку, а теперь надудониваемся. И когда Общественный совет при Красноярской митрополии требует запретить рассказ «Глюк» Петрушевской за пропаганду наркотиков, обвинения эти подтверждают: она — последний русский реалист. Пелевин отдыхает. Это русский мир сошел с ума не приходя в сознание.
Кажется поначалу странным, зачем кураторы выставки в ММСИ повесили вверх тормашками, под потолком, декорации к спектаклям по пьесам Петрушевской. И почему ее эстетская графика в Центре Гиляровского развешана на стендах, имитирующих сельский забор. Но эти пертурбации, пересечения высокого и низкого — и суть эстетики Людмилы Стефановны. В сочинениях которой все хорошо кончается, несмотря на бесконечные хождения по мукам героев, напоминающих автора.
Петрушевская, кстати, была категорически против того, что в зале на Гоголевском, имитирующем ее кабинет, к пишущей машинке приделали чехол, а под стол поставили стоптанные туфли. «Никогда чехла не было, и в тапках я по комнате не ходила», — ругалась она на вернисаже. Быт для Петрушевской — отправной фон, театральный задник. Ее «Петрушествие» (так называется выставка в ММСИ) — это не балаган с вечным Петрушкой, а именно благочинное синодальное шествие, когда сквозь темень толпы проглядывает Вифлеемская звезда. Хотя она и сияет, «как лампочка на конце стрелы башенного крана». Это цитата из последних «Волшебных историй» юбиляра. «Принц с золотыми волосами» тоже есть на выставке на домашней фотографии, там ему около трех.
Она просила кураторов вставить в экспозицию, напоминающую прижизненный мавзолей, тот снимок. Они сделали. Ко дню рождения — можно все. Мы вас любим.
Федор Ромер — специально для «Новой»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68