Сейчас, сразу после старта очередного президентского срока Владимира Путина, много предположений о том, что и как он будет делать в следующие шесть лет. На самом деле, пытаться прогнозировать это — занятие неблагодарное, что подтверждают хотя бы предыдущие 6 лет: в 2012 году никто не предвидел ни присоединения Крыма, ни масштабной санкционной войны, ни ввода российских войск в Сирию. Однако, даже если мы не можем с уверенностью судить о том, что будет делать Путин, мы наверняка можем смоделировать то, как он будет это делать. Дело в том, что возможности президента в выборе как стратегии, так и тактики действий существенно сузились в последние годы и продолжают сужаться.
Во-первых, деградация институтов государства уже снизила способность обслуживающих Путина структур анализировать ситуацию, готовить решения и затем их реализовывать. Фактически все эти функции заменены стремлением угадать настроение президента и предложить ходы, этому настроению соответствующие.
Во-вторых, сейчас в России сложился режим единоличной власти в том смысле, что Путин может решать любой вопрос и при этом он не ограничен даже обязанностью объяснять и обосновывать свои решения. Во времена позднего СССР и тем более в 90-е годы XX века руководство страной было в гораздо большей степени коллективным.
В-третьих, президент все чаще склонен действовать по собственному шаблону. То есть он ищет в прошлом эпизод, подобный тому, с которым столкнулся в настоящем, и действует сейчас так же, как действовал тогда.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
На практике это приводит к тому, что «мощность» современного российского государства равна «мощности» лично Путина. Проще говоря, российское государство может сейчас в единицу времени сделать не больше, чем в состоянии охватить один-единственный человек. У государства просто нет потребности в бóльших мощностях для оценки положения дел, выработки и реализации политики, поскольку нет и самой этой задачи, все сводится к реагированию на запросы и указания первого лица. На коротких промежутках это может работать даже более эффективно, чем вынужденная постоянно искать внутренние компромиссы система независимых государственных институтов. Однако в долгосрочной перспективе, тем более — в сложнейшем современном мире, единоличная власть гораздо чаще ошибается и почти всегда проигрывает.
Как следствие, вырисовывается «воронка» или даже система «воронок»: несколько непреложных принципов, без соответствия которым ничто не имеет шансов стать частью нынешней политики. Самый базовый из них — российское государство в нынешней своей форме уже полностью утратило способность к реализации сложных долгосрочных стратегий, особенно если таковые предполагают реальные изменения в стране. Это не нужно самому Путину, он уже не может и не хочет выступать драйвером таких стратегий и следить за их исполнением. Следовательно, не нужно это и окружению президента. Поэтому, прогнозируя тот или иной ход событий в рамках нового срока Путина, можно сразу исключать такого рода действия, даже если они громко и активно анонсируются.
Второй принцип заключается в том, чтобы ничего не делать до тех пор, пока сохраняется возможность ничего не делать. На многих из досок, где Путин ведет игру (как внутри России, так и на мировой арене) у него цугцванг. Однако, в отличие от шахмат, над российской властью, как правило, не довлеет контроль времени.
Наконец, третья «воронка» — это характерная для всех зрелых авторитарных режимов ситуация, когда окружение лидера, формально находясь у него в подчинении и всячески демонстрируя лояльность, на деле все больше управляет этим лидером. Тут важно отметить, что, в отличие от самого Путина, ни у кого из влиятельных персон в его окружении нет никаких мессианских амбиций или, иными словами, амбиций войти в историю России. Мотивы этих персон намного утилитарнее — сохранение личного влияния, приумножение личного богатства, контроль над финансовыми потоками. Поэтому можно достаточно уверенно предположить, что акцент все больше будет смещаться с масштабных, но непредсказуемых по последствиям геополитических ходов на вполне обыденные (хотя и упакованные в патриотическую обертку) проекты, так или иначе связанные с освоением государственных денег.
Все это в совокупности означает: в ближайшие несколько лет Путин и его окружение прежде всего будут стараться не совершать никаких резких и масштабных шагов (ни внутри страны, ни в мире) с тем, чтобы ситуация из вполне устраивающей их нынешней не перешла в какую-то иную, труднопросчитываемую стадию.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68