Следствие пришло к выводу, что установка «Бук» была доставлена на территорию Донбасса из Курска — в составе конвоя 53-й бригады ПВО российской армии.
Группа JIT фактически подтвердила версию независимых исследователей из Bellingcat, которые еще в 2015 году заявили о причастности российских военных к переброске ЗРК «Бук» в Донбасс. В своем расследовании Bellingcat отталкивался от данных из соцсетей. Международные следователи в своей работе опирались на анализ технических данных самого «Бука», уникальных отличительных признаков той установки, из которой был сбит Боинг, а также материалы российских очевидцев транспортировки ЗРК из Курска к границе с Украиной.
Напомним, что предыдущий доклад JIT, представленный в сентябре 2016 года, содержал сведения о перемещении «Бука» по территории Донбасса. Тогда следователи установили, что в начале июля 2014 года зенитный комплекс заехал на территорию Украины, где к нему присоединилась группа сопровождения из людей в военной форме без опознавательных знаков. В их сопровождении «Бук», установленный на тягач «Вольво», проследовал сначала к Донецку, а затем в район села Первомайское под Снежным.
С первых дней лета 2014 года на территории Донбасса шли напряженные бои между пророссийскими силами и украинской армией. Украинская сторона активно использовала штурмовую авиацию, а также тяжелые транспортные самолеты для доставки грузов и личного состава к границе с Россией, чтобы отрезать сепаратистов от «тылового» обеспечения.
Силы «ДНР» и «ЛНР» со всей очевидностью нуждались в оружии, которое могло бы нейтрализовать воздушную угрозу. В течение июня и первых недель июля 2014 года сепаратисты боролись с украинской авиацией с помощью «ручных» ЗРК невысокой дальности поражения и успешно атаковали военные самолеты лишь на взлете и посадке. Так были сбиты Ил-76 под Луганском и Ан-30 под Славянском.
Однако уже 14 июля им удалось сбить украинский транспортник Ан-26, летящий на высоте 6200 метров. Из переписки сепаратистов в социальных сетях стало ясно, что в их распоряжении появились более мощные системы ПВО.
Пророссийские боевики делились в соцсетях удачей, используя выражение «птичкопад».
Днем 17 июля 2014 года о продолжении «птичкопада» отчитался тогдашний министр обороны «ДНР» Игорь Стрелков-Гиркин, завив, что «ополченцам» удалось сбить еще один украинский военный Ан-26. Через несколько часов после его записи стало ясно, что в небе над Торезом был сбит пассажирский Боинг-777 малазийских авиалиний.
По данным JIT, вскоре после этой атаки «Бук» на том же тягаче «Вольво» был спешно отправлен в сторону Красного Луча и далее — Дебальцева и Луганска, где ранним утром 18 июля был сфотографирован на тягаче одним из местных жителей — у установки в тот момент уже отсутствовала одна из четырех ракет. В то же утро тягач пересек границу с Россией.
Новые данные JIT, представленные в анимированной презентации 24 мая 2018 года комендантом отдела расследований полиции Нидерландов Гилбертом Паулиссеном, описывают хронологию движения комплекса «Бук» по России до границы с Украиной в Донбассе.
Итак, 23 июня установка выехала из расположения 53-й бригады в составе конвоя из 6 других комплексов ЗРК. Конвой последовательно запечатлен на видео и фотографиях очевидцев в российских населенных пунктах Старый Оскол, Городище, Алексеевка, Расховец, и, наконец, 25 июня он прибыл в Миллерово, который находится в паре десятков километров от границы с Украиной.
Многочисленные любительские видеоролики демонстрируют движение конвоя по дорогам общего пользования. В некоторых случаях массивная техника мешает проезду гражданского транспорта. Необычное явление привлекает внимание зевак со смартфонами.
В составе колонны шесть комплексов ЗРК имели трехзначные бортовые номера, начинающиеся с цифры 2 (например, 202). По мнению следователей, эта цифра обозначает батальон приписки комплекса в составе военной бригады. Только одна установка имела бортовой номер с цифрами 3…2 (вторая цифра была стерта).
Используя кадры очевидцев и сервиса Google View, следствие верифицировало весь маршрут следования колонны из Курска. Ориентирами были рекламные конструкции, дорожные знаки, указатели и их сочетание друг с другом.
Также следствие определило 7 уникальных отличительных признаков («fingerprints» — буквально: отпечатков пальцев) «Бука» 3…2, следующего в составе конвоя. Они полностью совпали с «отпечаткам» установки, сбившей малайзийский Боинг. Эти сведения команда JIT получила от свидетелей, наблюдавших «Бук» на территории Донбасса.
Четыре «отпечатка» — на левом борту, а именно:
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
- отметка в виде креста, обозначающая центр тяжести самоходной установки;
- временная маркировка для перевозки на другом транспорте;
- белая полоса на щитке гусеницы;
- два характерных пятна на том месте, где должен быть указан бортовой номер установки.
На правом борту — три отличительных признака:
- белое пятно на щитке гусениц;
- крупный разрыв в щитке левее белой полосы;
- отсутствие спиц во втором с конца гусеничном опорном колесе.
— Эти «отпечатки», их физическое расположение относительно друг друга делают их уникальными отличительными чертами искомой нами установки ЗРК, — рассказал «Новой газете» специальный прокурор Нидерландов по расследованию крушения МН17 Фред Вестербеке.
— Есть ли у вас иные доказательства помимо фото, видео и свидетельств очевидцев? Возможно, снимки со спутников?
— У нас есть различные материалы. Но сейчас мы не демонстрируем абсолютно все, что имеем, так как в этом случае мы раскрываем карты другой стороне. Пока мы не собираемся этого делать, — отметил специальный прокурор.
Помимо анализа данных о происхождении «Бука» следователи также продемонстрировали корпус и сопло ракеты, найденные на месте трагедии МН17. На ее корпусе виден, в частности, серийный номер — 9Д1318869032.
После завершения пресс-конференции на вопросы «Новой газеты» отдельно ответил Фред Вестербеке.
— Как и прежде, остается вопрос: кто конкретно ответственен? — говорил специальный прокурор. — Мы все еще активно работаем над ним. JIT достигла определенного прогресса в установлении некоторых причастных и продолжает работу дальше. Но поймите, как я уже сегодня призывал ваших коллег: расследование — это не построить дом по готовому плану, когда у вас есть уже дизайн и ясны сроки. Мы используем все наши возможности, чтобы двигаться как можно скорее, но мы работаем в сложных условиях. Мы уже направили российской стороне сведения о нашем текущем расследовании и ждем ответа: действительно ли 53-я бригада была задействована в Донбассе? Кто именно был вовлечен в транспортировку?
— В таком случае будет ли идти речь о допросе офицеров и солдат этой бригады?
— Давайте сначала дождемся ответа российской стороны на наш текущий запрос. Конечно, мы были бы рады всеобъемлющему сотрудничеству. Но мои ожидания пока не столь высоки, чтобы говорить о возможности проведения допросов. Мы неоднократно обращались к российским властям, но пока так и не получили значительной информации.
— Возможно, вам стоит тогда обратиться напрямую к министру обороны России Шойгу?
— Мы контактируем с российскими коллегами по определенным каналам связи. Но да, вероятно, обращение [к Шойгу] будет нашим следующим шагом. Помимо этого мы обращаемся уже не только к властям, но и к общественности с просьбой помочь нам в установлении фактов. Мы хотим понять, кто был в команде «Бука», кто давал приказ, от кого исходили инструкции? И мы гарантируем полную конфиденциальность потенциальным свидетелям.
— Вы готовы к тому, что некоторые российские представители снова назовут ваши данные «доказательствами из интернета»?
— Знаете, как они назовут, меня уже не особо волнует. Эту чушь я слышу уже не первый год. То, что мы сегодня представили, — это достоверные сведения, значительно сузившие круг подозреваемых. Мы продвигаемся все дальше и становимся все ближе к ответу на вопрос — кто.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68