К Мустафаеву и Смаилову силовики пришли около 6 часов утра. По словам супруги Мустафаева, сотрудники ФСБ предъявили постановление суда на обыск, где говорилось, что ее мужа подозревают в участии в деятельности (запрещенной в России террористической) организации «Хизб ут-Тахрир». Аналогичные обвинения были выдвинуты и против Эдема Смаилова.
Через три часа после начала обысков ФСБ подтвердила: «Указанным гражданам инкриминируется совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации)».
Обвинения — очень серьезные: статья предусматривает до 20 лет лишения свободы.
Разделяли ли задержанные убеждения (террористической) «Хизб ут-Тахрир» — вопрос, который до суда останется без ответа.
Об Эдеме Смаилове мало что известно: жил в селе Долинное под Бахчисараем, женат, трое детей. А вот Сервер Мустафаев — политический активист, один из координаторов движения «Крымская солидарность», которое занимается помощью крымским политическим заключенным.
По словам адвоката Эмиля Курбединова, дело против Мустафаева станет частью большого уголовного дела против «членов «Хизб ут-Тахрир», по которому в октябре прошлого года в Бахчисарае уже были задержаны шесть человек. «И его (Мустиафаева — И. Ж.) уже приобщили к этой группе», — заявил Кубединов.
«Крымская солидарность», координатором которой является Мустафаев, известна не просто борьбой за права заключенных, но и колкими ответными выпадами в адрес системы. Так 20 сентября 2017 года организация оплатила десятирублевыми монетами штраф в 150 000 рублей, который был наложен на активиста Османа Белялова за участие в несанкционированном митинге. Стримы с обысков, освещение судебных процессов, сбор денег на помощь политзекам — все это «Крымская солидарность» и Сервер Мустафаев в частности.
Однако не только «террористами» богата Крымская земля. Есть здесь и «экстремисты». Через несколько часов после начала обысков у Мустафаева и Смаилова, ФСБ объявила о разоблачении «экстремистской группировки», работавшей в Крыму по заказу украинских политиков.
«Федеральной службой безопасности совместно с МВД России вскрыта деятельность экстремистской группы, созданной Эролом Велиевым — помощником депутата Верховной рады Украины Мустафы Джемилева — по указанию находящегося в розыске лидера запрещенного в России (экстремистского) меджлиса крымско-татарского народа Рефата Чубарова при поддержке СБУ <…> Экстремистами планировалось совершение преступлений по мотивам политической вражды с целью устрашения пророссийски настроенных крымских татар и нагнетания межнациональной напряженности на территории Республики Крым», — заявили в ФСБ.
В число «экстремистов», помимо самого Эрола Велиева, вошли двое боксеров, граждан Украины: Александр Стешенко и Александр Третьяков.
Задержать удалось, правда, только Стешенко. Велиева и Третьякова объявили в федеральный розыск.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
«Нам была поставлена задача сделать поджог дома муфтия Крыма (лояльного РФ — И. Ж.), — рассказал Стешенко на камеру. — Эту задачу поставил Велиев. Он показал нам дом, сказал, что здесь живет муфтий, и сказал, что надо сделать поджог. Но для этого надо сходить в магазин, купить две бутылки с вином, чтобы замешать в них «коктейли Молотова». Я отказался, потому что понял, что могут пострадать невинные люди».
По словам Стешенко, Велиев, получив отказ, поехал в магазин с Третьяковым, и дальше они действовали вдвоем.
Несмотря на то, что Стешенко участвовать в нападении на дом муфтия отказался, под уголовное преследование он все равно попал: по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ («Участие в экстремистском сообществе») ему грозит до 6 лет лишения свободы.
В деле Александра Стешенко есть интересный момент. 12 апреля украинская организация КрымSOS сообщила, что он был задержан на пункте пропуска «Чонгар» на границе Крыма и материковой Украины. Якобы российским пограничникам показалось, что в его паспорте вклеена поддельная фотография. Позже в СМИ со ссылкой на силовиков появилось опровержение: никакого задержания не было. Однако с этого момента Стешенко пропал. Крымскому адвокату Айдеру Азаматову лишь 26 апреля удалось найти его следы в Железнодорожном районном суде Симферополя.
«Из материалов дела об административном правонарушении я выяснил, что Александра привезли сотрудники полиции в суд за совершение им правонарушения, которое предусмотрено ч.1,ст .19.3 КоАП РФ — неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Александр находился на автовокзале в районе ж/д вокзала, когда к нему подошли сотрудники полиции и сделали замечание за курение в неположенном месте и предложили пройти в отделение полиции. Он отказался и, по версии полиции, начал от них отмахиваться, когда последние пытались силой затолкать его в служебный автомобиль.
Согласно документам, которые имеются в материалах дела, Александр отказался от услуг адвоката и желал защищать свои интересы сам, признал вину…
…и даже получил копию постановления суда о привлечении его к административной ответственности», — писал Азаматов в конце апреля.
Адвокату также удалось установить, что после выхода из спецприемника Стешенко вновь был задержан. Дальше следы Александра вновь терялись.
Азаматов написал в полицию заявление о похищении человека. «24 апреля 2018 года в момент выхода из специального приемника Стешенко Александр Александрович был задержан неизвестными лицами, предположительно, одетыми в камуфляжную одежду и балаклавы, и в последующем помещен в микроавтобус светлого цвета, предположительно, марки «Мерседес Вито» без государственных номерных знаков, который уехал в неизвестном направлении», — написал адвокат в заявлении.
И вот 21 мая Александр Стешенко нашелся. Теперь — в новом качестве, «экстремиста».
Украинская сторона обвинения ФСБ в свой адрес отрицает. В СБУ заявления российских спецслужб назвали «фантазиями». Депутат Верховной Рады Украины Рефат Чубаров, помощником которого является «экстремист» Велиев, заявил, что тот не ездил в Крым с сентября 2017 года, в то время как поджог дома муфтия Эмирали Аблаева произошел в январе 2018 года. «Он никак не мог принять участие в этом поджоге», — заявил Чубаров.
За задержанных по делу о «терроризме» крымских татар вступилась «Крымская солидарность», распространившая заявление с призывом к правозащитным организациям «применить все рычаги и принять все меры для принуждения России соблюдать права» задержанных Сервера Мустафаева и Эдема Смаилова.
Судьба задержанных в понедельник «террористов» и «экстремистов», как и судьбы всех остальных политзеков, «диверсантов», военнопленных, появившихся за последние четыре года из-за ухудшения российско-украинских отношений — теперь в руках политиков.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68