СюжетыПолитика

У вас экстремизма не найдется?

ФСБ объявила о поимке трех «экстремистов» и «террористов» в Крыму. Правда, одного из них задерживали еще в середине апреля — за курение в неположенном месте

Этот материал вышел в номере № 53 от 23 мая 2018
Читать
В понедельник утром Федеральная служба безопасности отчиталась о задержании в Крыму членов двух преступных группировок: «террористов» Сервера Мустафаева и Эдема Смаилова, а также присланного Украиной «экстремиста» Александра Стешенко.
2016 год. Кадры оперативной съемки ФСБ: задержание диверсанта в Крыму. Фото: Центр общественных связей ФСБ РФ / ТАСС
2016 год. Кадры оперативной съемки ФСБ: задержание диверсанта в Крыму. Фото: Центр общественных связей ФСБ РФ / ТАСС

К Мустафаеву и Смаилову силовики пришли около 6 часов утра. По словам супруги Мустафаева, сотрудники ФСБ предъявили постановление суда на обыск, где говорилось, что ее мужа подозревают в участии в деятельности (запрещенной в России террористической) организации «Хизб ут-Тахрир». Аналогичные обвинения были выдвинуты и против Эдема Смаилова.

Через три часа после начала обысков ФСБ подтвердила: «Указанным гражданам инкриминируется совершение преступления, предусмотренного частью 2 статьи 205.5 УК РФ (участие в деятельности террористической организации)».

Обвинения — очень серьезные: статья предусматривает до 20 лет лишения свободы.

Разделяли ли задержанные убеждения (террористической) «Хизб ут-Тахрир» — вопрос, который до суда останется без ответа.

Об Эдеме Смаилове мало что известно: жил в селе Долинное под Бахчисараем, женат, трое детей. А вот Сервер Мустафаев — политический активист, один из координаторов движения «Крымская солидарность», которое занимается помощью крымским политическим заключенным.

Сервер Мустафаев. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»
Сервер Мустафаев. Фото: Иван Жилин / «Новая газета»

По словам адвоката Эмиля Курбединова, дело против Мустафаева станет частью большого уголовного дела против «членов «Хизб ут-Тахрир», по которому в октябре прошлого года в Бахчисарае уже были задержаны шесть человек. «И его (Мустиафаева — И. Ж.) уже приобщили к этой группе», — заявил Кубединов.

«Крымская солидарность», координатором которой является Мустафаев, известна не просто борьбой за права заключенных, но и колкими ответными выпадами в адрес системы. Так 20 сентября 2017 года организация оплатила десятирублевыми монетами штраф в 150 000 рублей, который был наложен на активиста Османа Белялова за участие в несанкционированном митинге. Стримы с обысков, освещение судебных процессов, сбор денег на помощь политзекам — все это «Крымская солидарность» и Сервер Мустафаев в частности.

Однако не только «террористами» богата Крымская земля. Есть здесь и «экстремисты». Через несколько часов после начала обысков у Мустафаева и Смаилова, ФСБ объявила о разоблачении «экстремистской группировки», работавшей в Крыму по заказу украинских политиков.

«Федеральной службой безопасности совместно с МВД России вскрыта деятельность экстремистской группы, созданной Эролом Велиевым — помощником депутата Верховной рады Украины Мустафы Джемилева — по указанию находящегося в розыске лидера запрещенного в России (экстремистского) меджлиса крымско-татарского народа Рефата Чубарова при поддержке СБУ <…> Экстремистами планировалось совершение преступлений по мотивам политической вражды с целью устрашения пророссийски настроенных крымских татар и нагнетания межнациональной напряженности на территории Республики Крым», — заявили в ФСБ.

В число «экстремистов», помимо самого Эрола Велиева, вошли двое боксеров, граждан Украины: Александр Стешенко и Александр Третьяков.

Задержать удалось, правда, только Стешенко. Велиева и Третьякова объявили в федеральный розыск.

«Нам была поставлена задача сделать поджог дома муфтия Крыма (лояльного РФ — И. Ж.), — рассказал Стешенко на камеру. — Эту задачу поставил Велиев. Он показал нам дом, сказал, что здесь живет муфтий, и сказал, что надо сделать поджог. Но для этого надо сходить в магазин, купить две бутылки с вином, чтобы замешать в них «коктейли Молотова». Я отказался, потому что понял, что могут пострадать невинные люди».

По словам Стешенко, Велиев, получив отказ, поехал в магазин с Третьяковым, и дальше они действовали вдвоем.

Несмотря на то, что Стешенко участвовать в нападении на дом муфтия отказался, под уголовное преследование он все равно попал: по ч. 2 ст. 282.1 УК РФ («Участие в экстремистском сообществе») ему грозит до 6 лет лишения свободы.

В деле Александра Стешенко есть интересный момент. 12 апреля украинская организация КрымSOS сообщила, что он был задержан на пункте пропуска «Чонгар» на границе Крыма и материковой Украины. Якобы российским пограничникам показалось, что в его паспорте вклеена поддельная фотография. Позже в СМИ со ссылкой на силовиков появилось опровержение: никакого задержания не было. Однако с этого момента Стешенко пропал. Крымскому адвокату Айдеру Азаматову лишь 26 апреля удалось найти его следы в Железнодорожном районном суде Симферополя.

«Из материалов дела об административном правонарушении я выяснил, что Александра привезли сотрудники полиции в суд за совершение им правонарушения, которое предусмотрено ч.1,ст .19.3 КоАП РФ — неповиновение законному требованию сотрудника полиции. Александр находился на автовокзале в районе ж/д вокзала, когда к нему подошли сотрудники полиции и сделали замечание за курение в неположенном месте и предложили пройти в отделение полиции. Он отказался и, по версии полиции, начал от них отмахиваться, когда последние пытались силой затолкать его в служебный автомобиль.

Согласно документам, которые имеются в материалах дела, Александр отказался от услуг адвоката и желал защищать свои интересы сам, признал вину…

…и даже получил копию постановления суда о привлечении его к административной ответственности», — писал Азаматов в конце апреля.

Адвокату также удалось установить, что после выхода из спецприемника Стешенко вновь был задержан. Дальше следы Александра вновь терялись.

Азаматов написал в полицию заявление о похищении человека. «24 апреля 2018 года в момент выхода из специального приемника Стешенко Александр Александрович был задержан неизвестными лицами, предположительно, одетыми в камуфляжную одежду и балаклавы, и в последующем помещен в микроавтобус светлого цвета, предположительно, марки «Мерседес Вито» без государственных номерных знаков, который уехал в неизвестном направлении», — написал адвокат в заявлении.

И вот 21 мая Александр Стешенко нашелся. Теперь — в новом качестве, «экстремиста».

Украинская сторона обвинения ФСБ в свой адрес отрицает. В СБУ заявления российских спецслужб назвали «фантазиями». Депутат Верховной Рады Украины Рефат Чубаров, помощником которого является «экстремист» Велиев, заявил, что тот не ездил в Крым с сентября 2017 года, в то время как поджог дома муфтия Эмирали Аблаева произошел в январе 2018 года. «Он никак не мог принять участие в этом поджоге», — заявил Чубаров.

За задержанных по делу о «терроризме» крымских татар вступилась «Крымская солидарность», распространившая заявление с призывом к правозащитным организациям «применить все рычаги и принять все меры для принуждения России соблюдать права» задержанных Сервера Мустафаева и Эдема Смаилова.

Судьба задержанных в понедельник «террористов» и «экстремистов», как и судьбы всех остальных политзеков, «диверсантов», военнопленных, появившихся за последние четыре года из-за ухудшения российско-украинских отношений — теперь в руках политиков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow