Часть суммы, а именно 633 миллиона — просроченная кредиторка. И в больницы уже наведались прокуроры с предписанием погасить долги.
На затыкание дыр областной минздрав выделяет 122 миллиона. Их наскребут с пациентов.
Деньги срежут с детской диспансеризации, реабилитации детей-инвалидов, скорой помощи, санавиации, службы крови, стационаров, иммунизации, профилактики сердечно-сосудистых заболеваний.
Проект уже представлен чиновниками в областную думу. При этом в минздраве не отрицают: заболеваемость в области растет последние 10 лет. Какие последствия новой оптимизации, выраженные в показателях смертности, летальности (то есть внутрибольничных смертей) и общей заболеваемости ожидаются на выходе, никто не просчитывал. Считали только в рублях.
Часть суммы — 60 миллионов — «отщипнули» от так и нереализованного проекта сосудистого центра. Баснословно дорогой проект подвергался серьезной критике за очевидную коррупционную составляющую (приемный покой областной больницы собирались ремонтировать на сомнительных условиях за 5 миллиардов частных инвестиций в софинансировании с областным бюджетом), однако проект в ноябре буквально продавил первый вице-губернатор Алексей Тюкавин, убедивший депутатов, что без уникального центра население чуть ли не вымрет от заболеваний сердца. К слову, три кардиоцентра в регионе работают, и давно. Теперь же губернатор Марина Ковтун письменно сообщила тем же депутатам, что «данный дорогостоящий объект не решает ряд существующих проблем, стоящих перед системой здравоохранения Мурманской области». Проект снят с повестки дня.
Впрочем, это не единственный громко разрекламированный проект в сфере медицины, который в Мурманской области умирает, не родившись. Целый год при каждом удобном случае местные чиновники рассказывали с телеэкранов о проекте «Арктический доктор», аналогичном известному проекту «Земский доктор», по которому сельские врачи получают подъемные. «Земский доктор» в регионе провалился: с 2012 года приехало всего 39 врачей. «Арктический» обещали сделать дороже и серьезнее: 2 миллиона подъемных, льготная ипотека, и все это — не для выпускников медвузов, а для докторов со стажем от 10 лет. Правда, денег не было. И покрывать дефицит врачебных кадров, который в области, по словам губернатора, приближается к 60%, намеревались из федеральных денег. На чем основывалась уверенность, неясно. Проект не согласовали ни Минздрав, ни Минфин России. Министр здравоохранения Вероника Скворцова в интервью порталу «Медвестник» заявила, что никакой арктической программы центр финансировать не будет, работать регионы должны в рамках уже действующих программ.
Докладывая в региональном парламенте о планах на будущее, глава областного минздрава Валерий Перетрухин убеждал депутатов, что не все так плохо. Денег, конечно, нет, но держаться можно: вот, к примеру, в отдаленные поселки «скорые» закупаем. И — внезапно — эвакуатор. Потому как «скорые» часто в аварии попадают. А когда аварий нет, заявил министр, эвакуатор тоже пригодится — можно населению услуги оказывать, деньги зарабатывать…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Стартап, конечно, неожиданный для медицинского ведомства, но и он вряд ли покроет долг почти в 2 млрд. Кстати, образовался он не только из-за повышения зарплат.
Половина суммы долга — то, что недополучили больницы за «лишних» пациентов. Дело в том, что в Мурманской области плановые объемы числа госпитализаций на год устанавливают не статистики и врачи, а почему-то территориальный фонд ОМС.
То есть банкомат, отвечающий за своевременную выдачу денег, указывает врачам, сколько жителей области достойны лечения, а сколько отправятся на кладбище.
И если пациенты на кладбище не спешат, а пробиваются в больницы, страховые компании превышение объемов просто не оплачивают. Вообще. Взыскать эти деньги можно лишь в суде (причем судебная практика показывает, что такие иски выиграть вполне реально). Но главврачи, подчиненные областному минздраву, в суд почему-то не идут. Хотя превышениями плановых объемов может похвастаться любой стационар. Дело в том, что лишь 59% жителей области, обратившихся в поликлиники с лечебной целью (то есть не для профилактики, а с заболеванием), получают там помощь. Не желая умирать, идут в больницы.
Мурманской больнице «Севрыба» страховые компании задолжали за год 116 миллионов. Взыскивать их главврач не будет. Он знает, что денег все равно нет. Резон сомнительный: в прошлом году федеральный фонд ОМС отказал региональному в дополнительной субвенции, обнаружив в ходе проверки, что на счетах мурманского фонда лежат 700 миллионов. Это те самые деньги, которые через страховые компании в идеале должны доходить до клиник. К слову, штат фонда аж 74 человека, на собственное содержание он тратит 104 миллиона в год, из них почти 90 миллионов — на зарплаты.
— Нам три года подряд устанавливают лимит в 9000 госпитализаций в год. А их выходит больше 12 000, — сказал депутатам главврач «Севрыбы» Альфред Татаркулов. — Превышение плановых объемов не оплачивается. А отказать пациентам я не могу — это уголовно наказуемо. И судиться не буду — это же я виноват, что не уложился в 9 тысяч, запланированных фондом.
«Я виноват, что вылечил больше, чем мне велели», — по сути, говорит главврач. Умению самому себя высечь можно позавидовать. Но вот беда, трудно представить, как в больнице лечат «безвозмездно, то есть даром». Зато понятно, почему пациентов порой просят принести из дома медикаменты, бинты, а то и простыни. Что ж делать, коли главные врачи стесняются подавать в суд. Зато не стесняются брать деньги с пациентов. Очередь на платные услуги — не 3–4 месяца, как на бесплатные, а 3–4 дня. На платных услугах медучреждения области в минувшем году заработали 1 миллиард 270 миллионов. Почти столько, сколько сами задолжали. Но по словам министра, 90% этих средств идет на оплату труда врачей. Как и 80% тарифа ОМС. Хотя при таком раскладе — из чего врачам будут платить зарплату, если обедневший народ не придет за платными услугами? И что еще срежет областной минздрав с пациентов, чтобы заплатить основную сумму задолженности? Пока денег наскребли меньше, чем на десятую часть долга. Который продолжает расти.
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68