Сюжеты · Культура

Новые формы: лагерь, подвал, онлайн

Хроники «Золотой Маски»-2018

Этот материал вышел в № 37 от 9 апреля 2018
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 37 от 9 апреля 2018

18:42, 8 апреля 2018Елена Дьякова, обозреватель

1548

18:42, 8 апреля 2018Елена Дьякова, обозреватель

1548

«Чук и Гек». Фото: Anastasia Blur

В Москве идет (с дополнительными программами идет уж два месяца) национальный театральный фестиваль «Золотая Маска». Идет, каждую весну наводя все на ту же мысль.

Важнейшее для цеха, для развития театра в «Маске» все-таки не привоз в Москву лучших спектаклей из Петербурга (в 2018-м — «Губернатор» Андрея Могучего, «Дядя Ваня» Юрия Бутусова, «Преступление и наказание» Аттилы Виднянского (Венгрия) в Александринском театре, «Страх Любовь Отчаяние» Льва Додина по Брехту).

Важнейшее в «Маске» — поисковая работа ее экспертных советов. Методичный, за четверть века отстроенный годичный процесс отсмотра всех премьер России.

Эксперты нынешней «Маски» объехали 173 города. Отсмотрели 800 спектаклей.

Что же из этого следует? Следует то, что новые имена и репутации, гранды следующего поколения медленно вырастают из конкурсных показов в столице. Именно так входили в оперативную память зрителей и профессионалов гранды нынешние — из тех, кто уже был по возрасту «охвачен» отбором «Маски». И Андрей Могучий. И Юрий Бутусов. И Дмитрий Крымов. И Дмитрий Черняков. (Причем в «случае Чернякова» в 2000 году на «Маске» был отсмотрен и замечен с одобрением, скажем так, «Молодой Давид» Владимира Кобекина в Новосибирской опере. А уже в 2001-м фестивальную публику взорвал эпический «Китеж» Чернякова в Мариинском театре. Но без показа «Молодого Давида» не началась бы работа с Мариинским).

И с актерами, естественно, — то же. Помню, как пятнадцать лет назад присяжные зрители «Маски» рассказывали друг другу: какая интересная Нина в «Чайке» Додина. И это дебют!

И все вы, граждане, знаете тогдашнюю дебютантку. Зовут ее Ксения Раппопорт.

Процесс продолжается. Зреют новые репутации. На карте РФ обозначаются новые адреса. Уже второй раз приезжает на «Маску» маленький театр «Грань» из Новокуйбышевска со спектаклями своего лидера Дениса Бокурадзе (начинал он в том же театре «Грань» как актер). Вслед за изысканным, мрачно-средневековым «Кораблем дураков» по старофранцузским фарсам — Бокурадзе номинирован с мрачнейшим «Королем Лиром». В острых углах церковных витражей и адских толп Босха — молодой актер Даниил Богомолов в рубище из валяной шерсти проходит путь Лира, сам к концу действа становясь своим Шутом. Второй раз номинирован на «Маску» и Петр Шерешевский. В 2018-м — со спектаклем «Сучилища» из Театра драмы уральского города Серова. Пьеса молодого драматурга Андрея Иванова могла бы стать лютым фарсом, историей безбашенной бедной Лизы из райцентра: она торгует рыбой с лотка, кое-как обхаживает пьющего отца, ждет «с зоны» друга детства — пока не влюбляется в преподавателя культучилища. Кончается любовь кровью, смертью, отступничеством… и дантовские хламиды обывателей наших дней, медленное движение лодки Харона по загаженной среднерусской речке, образ венецианского карнавала, вдруг проникший в русский триллер, — строят спектакль о вечности.

Молоды и другие номинанты. Максим Диденко поставил спектакль «Я здесь» (театр «Старый дом», Новосибирск) по текстам Льва Рубинштейна. Тексты «карточек» Рубинштейна вспыхивают на портале, подобно синхронному переводу. На сцене идет молчаливое пластическое действо. «Массовое тело» советского человека то облачается в милицейскую форму и проходит учебные тревоги на предмет пожара и ядерной войны. То ложится в вереницы расстрелянных. А между телами усмехается залу портрет И.В. Сталина. Можно спорить: много ли художественного смысла в броской метафоре? Не слишком ли затянута медитация-1937? Но пластический театр ищет язык разговора с залом о нашем XX веке.

Тот же язык — и, как кажется, более успешно ищет дебютант «Маски» Михаил Патласов. Он номинирован впервые со спектаклем «Чук и Гек» (Александринский театр). В новелле Гайдара Патласов слышит скрытые смыслы 1930-х: путешествие в тайгу к отцу-геологу дополняется воспоминаниями Георгия Жженова и Тамары Петкевич. Новонайденными свидетельствами о ГУЛАГе. На станциях поезд Чука и Гека осаждает подлинная Россия телогреек, узлов, дырявых платков. Игрушечный городок с бараками, вышками и кремлевскими звездами царит на сцене. «Чук и Гек» Патласова стал событием «Маски»-2018.

Еще тенденция: «Маска» ищет новые формы бытования театра. Выходит на улицы (до 15 апреля, дня закрытия феста, программа «Золотая Маска» в городе активно идет на улицах Москвы, в «Детском магазине» на Лубянке, на кондитерской фабрике «Большевик». Полное расписание событий — на сайте «Золотой маски». И еще важнее — совместный проект феста и Яндекса: онлайн трансляции спектаклей.

14 апреля в режиме онлайн на сайте Yandex пройдет номинант «Маски»-2018: спектакль «Геликон-оперы» «Чаадский» — мировая премьера оперы Александра Маноцкова по мотивам «Горя от ума». Режиссер спектакля — Кирилл Серебренников.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#золотая маска #театр

важно

6 часов назад

На акциях протеста в Беларуси задержали более 100 человек

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496435

2.
Комментарий

Прасковеевские небеса Тайны геленджикского двор[ц]а: кому он принадлежит на самом деле, зачем его строили и как рухнули мечты. Исследование Владимира Пастухова

258475

3.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

185346

4.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183271

5.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166459

6.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

112803

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera