Концерт, посвященный учителю Ростроповича Сергею Сергеевичу Прокофьеву, начали с симфонической сюиты «Любовь к трем апельсинам». Уезжая из России в Америку, Прокофьев захватил с собой театральный журнал «Любовь к трем апельсинам», где напечатан был сценарий одноименной сказки Карло Гоцци, переработанный Мейерхольдом. По ней Прокофьев и написал либретто и музыку иронической оперы — пожалуй, одного из самых ярких свидетельств театральной природы мышления композитора. Фантастика, эксцентриада, печаль — родовые признаки commedia dell'arte — присущи этому острохарактерному симфоническому произведению.
И кажется, для Симфонического оркестра Берлинского радио под управлением датского дирижера Томаса Сондергаарда эта природная театральность стала ключом к интерпретации хрестоматийно известной музыки. Мы услышали тревожный полет скрипок-валькирий в «Сцене в аду», острое игровое начало, шутейную балаганность — в «Чудаках». Знаменитый «Марш» сыграли в несколько аффектированной манере, и ирония неожиданно приобрела зловещий характер. Помимо виртуозности и совершенной слаженности один из ведущих европейских оркестров с почти столетней историей на сцене Московской консерватории предстает единым творческим организмом — этот концерт запомнится градусом эмоции. Возможно, потому, что состоялось выступление в трагические для России дни. И оттого, что Томас Сондергаард является признанным оперным дирижером. Поэтому и музыка Прокофьева для него исполнена драматизма. В мелодике тем угадывается внутренняя конфликтность. Сондергаард известен авангардными интерпретациями оркестровых произведений композиторов родной Дании. Но в прочтении европейских авторов он демонстрирует интеллигентность, внимание к авторским указаниям, демонстрирует универсальность в широком диапазоне репертуара.
Была исполнена и последняя, Седьмая симфония Прокофьева, премьера которой состоялась незадолго до смерти композитора. Оркестр сосредоточился на кантиленном характере, выразительности песенного начала, прозрачности музыки. Наиболее ярко прозвучал финал первой части. В хрустальном звоне колокольчиков вместо советской интонации возникло ощущение волшебства, детской чистоты.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В Симфонии-концерте для виолончели с оркестром, которую композитор посвятил Ростроповичу, солировал молодой, но уже известный виолончелист Пабло Феррандес, лауреат конкурса Чайковского. Всех исполнителей для фестиваля тщательно и продуманно отбирает арт-директор Ольга Ростропович. Она пригласила талантливого виолончелиста играть сложнейшее произведение, написанное при участии Мстислава Ростроповича, с учетом его редкого дарования. Так что для двадцатисемилетнего исполнителя это выступление было настоящим испытанием. С которым он справился блестяще. В его интерпретации раскрылся симфонический масштаб сольной партии, мелодия лилась безостановочно, взбираясь к скрипичным вершинам, срываясь в виртуозные пассажи, соединяя лирику кружевного плетенья звука, эпичность и гротеск.
После овации был бис. Пабло Феррандес в знак скорби по погибшим в Кемерово исполнил «Песню птиц» каталонского композитора и вилончелиста Пабло Казальса.
«El cant dels ocell» — оригинальное название старинной народной песни, ставшей национальным символом Каталонии. Казальс переложил ее для виолончели. «Мир всегда был моей самой большой заботой, — объяснял он смысл своего произведения. — Я научился любить его, когда был ребенком. Птицы поют, когда находятся в небе. И слова их песни: «Мир, мир, мир». Об этом мелодия, родившаяся в душе моего народа». Когда в звонкой тишине зала звучало соло без аккомпанемента виолончели, казалось: здесь, сейчас не только птицы, ангелы и люди переговариваются друг с другом (как задумал автор)… Здесь человеческий голос оплакивает погибших. В финале смычок увел музыку в полное пиано. Но все продолжал и продолжал движение в тишину…
За пять фестивальных дней в Большом зале консерватории выступят крупнейшие музыкальные коллективы Европы и России, восходящие звезды и мэтры классического исполнительства, пройдут вечера музыки венских и русских классиков, прозвучат «Страсти по Матфею» Иоганна Себастьяна Баха. Завершится фестиваль российской премьерой мультимедийного представления на сцене Государственного Кремлевского Дворца. Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского исполнит «Римскую трилогию» Отторино Респиги.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68