Джордж Оруэлл с его «Большим Братом, который следит за тобой» вновь доказал свое бессмертие. В данном случае он следит за «лайками» в соцсетях.
За несколько дней финансовые потери компании Facebook составили 60 миллиардов долларов (6 миллиардов потерял лично Зак — кличка Марка Цукерберга). Моральный ущерб — еще больше. В социальных сетях набрали популярность хештеги: «сотрифейсбук» и «гдеЗак». Особую пикантность сюжету придает тот факт, что создатель нашумевшей компьютерной программы, позволяющей определять политические пристрастия пользователей, — выходец из России, профессор Кембриджа и лектор Санкт-Петербургского университета. Скандал стал возможен благодаря разоблачениям «общественного информатора» (их в США называют «свистунами»), молодого человека с оранжево-розовыми волосами, бывшего сотрудника компании Cambridge Analytica Кристофера Уайли.
В январе журналисты британского 4-го канала встретились с главой этой компании Александром Никсом под видом клиентов, заинтересованных в определенных результатах выборов в Шри-Ланке. На кадрах, снятых скрытой камерой, глава Cambridge Analytica рассказывает, что его компания использовала грязные методы для оказания влияния на исход выборов по всему миру. Кандидатов снимали на скрытые камеры, а потом публиковали видео в интернете. Никс также утверждает, что они отправляли к кандидатам «девочек на дом». Он добавил, что украинки «очень красивые» и этот подход «неплохо работает». После обнародования видео Никс был снят с должности.
Профессор, а не шпион
В центре скандала — 32-летний российско-американский ученый (так его называют в здешних СМИ), родители которого эмигрировали из СССР, когда он был мальчиком. Александр Коган говорит, что сейчас пресса и компания Фейсбук сделали из него козла отпущения. Программа thisisyourdigitallife («это твоя цифровая жизнь»), созданная им в сотрудничестве с другими американскими учеными, позволяет на основе «лайков» — предпочтений пользователей социальных сетей — рассчитать их персональные данные: пол, возраст, расу, уровень интеллекта, сексуальную ориентацию и даже наличие психических травм, полученных в детстве. К примеру, сторонники либеральных взглядов — чаще всего люди открытые, но не склонные к аккуратности.
Неожиданный результат: люди, «лайкающие» спортивную одежду от Nike и шоколад от KitKat, негативно относятся к Израилю.
Кто-то назовет это шарлатанством, кто-то чудом. Но это — просто алгоритм, говорит 32-летний профессор психологии, получивший научный грант от Санкт-Петербургского университета («а не от российского правительства», уточняет он сегодня). Информация о пользователях Фейсбука была собрана созданной им компанией GSR (Global Science Research) в 2014 году. Коган в связи с этим заявил, что сбор данных ведется с исключительно с научной целью.
В начале 2014 года Александр Никс подписал с Коганом контракт. Примерно 320 тысяч американских избирателей за символическую плату от 2 до 5 долларов приняли участие в опросе о политических пристрастиях, проведенном на личных страницах в Фейсбуке. Они тоже думали, что опрос проводится в научных целях. У каждого «фейсбучного американца» оказалось в среднем по 160 друзей, которые тоже попали в базу данных. Эта информация, совмещенная с другими открытыми источниками вроде списков избирателей, позволила создать фактически досье на избирателей. Как отмечает лондонская «Гардиан», в результате «таргетированному воздействию» были подвергнуты 2 миллиона человек в 11 ключевых штатах.
800 тысяч долларов на исследование Когана было профинансировано компанией Cambridge Analytica, передавшей данные команде, работавшей на Трампа.
Коган утверждает, что в ходе сбора данных он тесно сотрудничал с компанией Фейсбук. Когда возникли технические проблемы из-за большого количества участников опроса, проблема была решена с помощью «ведущего инженера» интернет-платформы. Автор исследования ссылается на Кристофера Уайли, который помог ему открыть собственную фирму и заверил, что никаких правил ФБ они не нарушают. «Я не помню, — говорит Коган, — прочитал ли я лично все условия соглашения с интернет-ресурсом, но тысячи других исследователей проводят свои изыскания на основе сбора данных пользователей Фейсбука». Иными словами, все так делают.
«Я — ученый, а не шпион», — заявляет Коган и обязуется дать показания о своей работе на Cambridge Analytica американскому Конгрессу, британскому парламенту и ФБР (скандалом заинтересовался спецпрокурор Р. Мюллер, ведущий расследование «российского вмешательства» в американские выборы).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Кстати, ученый отметил, что сомневается в эффективности собственного исследования. Во всяком случае, личные «лайки» пользователя Когана не совпали с выводами его программы. Ученый даже предположил, что компания Cambridge Analytica продала политическим технологам не материал для эффективной рекламы, а «миф».
Коган предложил «смотреть на вещи шире». Речь — о практике использования личных данных пользователей интернета с целью коммерческой рекламы. В обмен на свои бесплатные услуги по предоставлению площадки в соцсетях Фейсбук превращает своих пользователей в «товар», который «продает рекламщикам», утверждает исследователь:
«Мы вообще понимаем, что все давно стали товаром Фейсбука?»
В заявлении Facebook отмечается, что, несмотря на то что «ученый получил допуск к данным клиентов правильным путем и на законных основаниях», позже он нарушил сразу несколько правил. Прежде всего запрет на передачу данных третьей стороне, к тому же на коммерческой основе. «Александр Коган лгал нам, когда передавал данные с целью их использования в рекламе», — говорится в заявлении. Компания отрицает, что нарушила защиту персональных данных. Аккаунты Когана, Уайли и Cambridge Analytica заморожены. Примета времени — компания обвинила прессу в предвзятости и искажениях.
Руководство Кембриджского университета, где Коган работает с 2012 года, направило в Фейсбук запрос о роли компании в этом скандале. Последствия могут быть самыми неприятными для карьеры ученого на Западе. В США команда Трампа хранит понятное молчание, однако на Туманном Альбионе глава кабинета министров Тереза Мэй призвала всех участников скандала «всесторонне и полностью сотрудничать с расследованием».
Отмечу, что осенью прошлого года представители компаний Facebook, Google и Twitter были вызваны на Капитолийском холм на слушания о «вмешательстве России в выборы через социальные сети». Facebook признал тогда, что более 126 млн пользователей могли видеть политические объявления, купленные «Агентством интернет-исследований», которое связывают с Кремлем и «кремлевским поваром» Пригожиным.
Ранее Facebook разгневал законодателей тем, что отказывался признавать распространение фальшивых новостей и иностранное вмешательство в его работу. Сразу после выборов Марк Цукерберг назвал эти предположения «безумной идеей». Компания обещала конгрессменам нанять более тысячи сотрудников для проверки политической рекламы и обнародовать ее результаты.
При чем здесь Трамп?
— возмущенно спросят его сторонники, в том числе из русскоязычной диаспоры, принимающие в штыки всякую критику 45-го президента. Он пока хранит молчание. В прошлом всегда, когда речь заходила о «факторах извне», которые могли повлиять на его победу на выборах, Трамп называл эти сообщения «фейковыми». Он полагает, что ставится под сомнение его победа. Отсюда ревниво-нетерпимое отношение к работе спецпрокурора Мюллера, отставка директора ФБР Коми… и бог знает, что нас ждет еще впереди.
СМИ отмечают, что компания Cambridge Analytica была создана в 2013 году при участии главных доноров предвыборного штаба Дональда Трампа — семьи Мерсеров: Роберта — в прошлом инженера-программиста, работавшего над созданием искусственного интеллекта, и его дочери Ребекки. Вице-президент компании Cambridge Analytica — всем известный Стивен Бэннон, бывший руководитель популярного среди ультраправых консервативного сайта Breitbart и бывший «главный стратег» Белого дома.
Как рассказал Крис Уайли, летом 2014 года с Cambridge Analytica связалась российская нефтяная компания «Лукойл». Тогда он еще удивился, зачем «Лукойлу» их услуги, ведь система нацелена на работу с пользователями в США и Великобритании. Был ли подписан с русскими контракт, информатор не знает, он уволился из компании, когда понял, что она занимается вмешательством в выборы. В 2014 году Cambridge Analytica работала на 44 выборах разных уровней в США, но широкую известность получила в начале 2016 года благодаря кампании сенатора Теда Круза. Уже потом она полностью переключилась на поддержку Трампа. Команда Трампа в ходе предвыборной гонки, словно приглядываясь, трижды заключала контракты с лондонской фирмой: сперва на 100 тысяч долларов, потом на 250, потом на 5 млн (общую сумму контрактов глава компании А. Никс оценил в 15 млн).
Работа шла по нескольким направлениям. В расследовании британского 4-го телеканала управляющий директор Cambridge Analytica Марк Тернбулл признается, что именно эта фирма разработала кампанию черного пиара под девизом «Победим жуликоватую Хиллари» по заказу Комитета политического действия (PAC). Как свидетельствуют документы Федеральной избирательной комиссии, Комитет заплатил Cambridge Analytica более 1,2 млн долларов. В унисон с аккредитованными в США российскими СМИ — RT и «Спутник» рекламные посты на интернет-странице Defeat Crooked Hillary («Победим жуликоватую Хиллари») рассказывали о «слабом здоровье» кандидатки от Демпартии, ее связях с Россией по «урановой сделке», о ее «готовности амнистировать мигрантов» из бандитских группировок и т.д. Сообщали так слаженно, будто получали методички из одного места.
В России скандал вокруг Facebook может привлечь особое внимание. У нас — своя драма. ФСБ требует полученияключей шифрования пользователей от компании Павла Дурова Telegram Messenger, а владелец компании, ссылаясь на Конституцию РФ и неприкосновенность личной информации, этому пока сопротивляется. Скандал вокруг детища Зака Цукерберга — очередной повод для отечественных пропагандистов торжествовать: «А что мы вам говорили, у них на Западе не лучше!»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68