СюжетыПолитика

Цифровой голос

За кого в сети отдавали свой голос миллениалы?

Этот материал вышел в номере № 32 от 28 марта 2018
Читать
10 и 11 марта редакция «Новой газеты» провела хакатон по дата-журналистике. В двухдневном марафоне, по итогам которого 13 команд из журналистов, дизайнеров и программистов представили свои проекты, приняли участие больше 50 человек. Хакатон был посвящен миллениалам – поколению 15–30-летних, главной отличительной чертой которых можно считать глубокую вовлеченность в цифровые технологии. Представляем проект «Цифровой голос», который победил в хакатоне.
Иллюстрация: Наталья Ямщикова
Иллюстрация: Наталья Ямщикова

Президентские выборы 2018 стали первыми, в которых имеет право принять участие каждый российский миллениал. Россияне в 2017 году в среднем проводили в социальных сетях почти 2,5 часа в день, поэтому политическая агитация в этом канале приобрела особое значение. Среди российской молодежи самой популярной социальной сетью является «Вконтакте» – неудивительно, что у каждого из кандидатов в президенты были там свои группы сторонников.

Цель проекта, над которым работали аналитик Анастасия Якунина, художник Наталья Ямщикова и дизайнер Юлия Казакова, было посмотреть, как отличаются сверстники, выбирающие разных кандидатов. Насколько они разные — миллениалы, поддерживающие разных кандидатов?

В цифровой демократии пользователи социальных сетей вступают не в партии, а в группы. Быть подписанным на группу политической партии и кандидата – значит не только разделять интересы, но и публично выражать свои политические взгляды, отдать свой цифровой голос.

Были рассмотрены медиа-аудитории восьми кандидатов: Сергея Бабурина, Павла Грудинина, Владимира Жириновского, Владимира Путина, Ксении Собчак, Максима Сурайкина, Бориса Титова и Григория Явлинского. Кроме того, в анализ был включен незарегистрированный ЦИКом Алексей Навальный.

Первый вывод – очевидный: если бы результаты выборов подводились по количеству подписчиков, то Владимир Путин с существенным отрывом обошел других кандидатов по количеству цифровых голосов.

Но насколько «чистая» эта аудитория?

Мертвые души

Пока в России не введена регистрация в социальных сетях по паспорту, аккаунт в социальной сети не может быть однозначно рассмотрен как уникальный человек. Простое доказательство тому – различие между числом аккаунтов пользователей из России и статистикой численности населения по данным Росстата. Многие из таких аккаунтов удалены, часть – забанены. К примеру, группы Навального, Грудинина и Собчак могут похвастаться аудиторией с более чем 90% живых аккаунтов, в то время как аудитория Сурайкина демонстрирует противоположные свойства.

Но не все живые аккаунты можно назвать такими по праву. Некоторые создаются специально для того, чтобы создать ложное ощущение поддержки кандидата за счет нагона ботов.

К примеру, среди цифровых сторонников Сурайкина заметен перевес в сторону подписчиков, которые были зарегистрированы в одно время около трех лет назад. А у Бабурина более 7% аудитории зарегистрировано менее трех месяцев назад – как раз в то время, когда он начал активную работу в социальных сетях.

Подписчики Сергей Бабурина
Подписчики Сергей Бабурина

Свои люди

Кто же они – обладатели цифрового голоса? Чем они отличаются, а что между ними общего? У каждого кандидата есть свой уникальный избиратель, который встречается среди профилей в социальной сети, отдавших свой цифровой голос. Чем условный цифровой избиратель Навального отличается от условного онлайн-избирателя Путина? Мы создали их собирательные портреты.

Изображение

Владимир Путин

Васе еще даже нет 18 лет, но он уже интересуется политикой Владимира Путина. Он живет в не очень крупном городе, встречается с девушкой, но интересуется эротикой и знакомствами. Посты в группе кандидата читает с iPhone или компьютера на Windows, любит спорт.

Изображение

Павел Грудинин

Иван Петрович, напротив, относится к представителям старшего поколения, он старше 45 лет, женат, живет в Санкт-Петербурге, имеет высшее образование. Очень большое внимание он уделяет религии, но также его интересуют вопросы, связанные с управлением финансами.

Изображение

Владимир Жириновский

Москвичу Алексею около 26, и он имеет высшее образование. Он состоит в отношениях, но так и не решился оформить их официально, может, потому что ему важнее карьера? Ведь работа – из один из важнейших его интересов.

Изображение

Сергей Бабурин

Петр Михайлович может быть другом Ивана Петровича, голосующего за Грудинина, они ровесники, из Петербурга, имеют общие интересы, но Петру Михайловичу меньше повезло в личной жизни, он так и не нашел спутницу жизни. Зато ему интересен активный отдых и путешествия.

Изображение

Григорий Явлинский

А вот Виктор Григорьевич из Петербурга мог бы рассказать о культуре и искусстве. Несмотря на то, что Виктор Григорьевич уже не молод, ему больше 45 лет, он пользуется iPhone.

Изображение

Ксения Собчак

Разбавить гендерный состав голосующих пришла Анастасия, ей около 33 лет, имеет высшее образование, но избирателям других кандидатов не на что рассчитывать – она уже замужем. Настя предпочитает пользоваться телефоном и компьютером Apple, но также любит телевизионные передачи.

Изображение

Борис Титов

Никита в свои 20 лет уже может позволить себе и iPhone, и Macbook. Его можно встретить на улочках Петербурга, прогуливающего со своей девушкой. Если он, конечно, не уедет куда-нибудь, ведь он любит путешествовать.

Изображение

Максим Сурайкин

Паша весьма молод, ему даже нет 18 лет, так что за Сурайкина он пока может отдать только цифровой голос. У него пока нет девушки, но зато достаточно взрослые интересы –финансы, IT и религия.

Изображение

Алексей Навальный

Максим только-только получил право голосовать на выборах, но его кандидата не зарегистрировали. Хорошо, что у него есть девушка, которая сможет отвлечь его от такого разочарования. Главное, определиться, чем заняться, ведь Макс любит как IT и науку, так и культуру и искусство.

Политическая программа

Как каждый из кандидатов взаимодействовал со своей аудиторией? Если рассмотреть количество постов по месяцам с сентября 2017 года, то можно заметить, что некоторые кандидаты не меняли интенсивность общения. Группы Путина и Грудинина были самими активными в этом вопросе – буквально завалили своих подписчиков сообщениями, публикуя более 500 постов в месяц.

Изображение

В то же самое время, есть люди, которые лайкают записи сообществ, но не являются подписчиками, как будто стесняясь публичного выражения своей политической позиции. Более всего таких сторонников у Жириновского и Грудинина. Самой же лояльной аудиторией – «лайкающими подписчиками» – могут похвастаться Грудинин, Навальный и Путин.

Изображение

Аналитика: Анастасия Якунина Иллюстрации: Наталья Ямщикова Верстка:Юлия Казакова

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow