СюжетыПолитика

«Мы сломали Facebook»

Как компания Cambridge Analytica получила данные 50 млн пользователей соцсети без их ведома и приблизила победу Трампа

«Мы сломали Facebook»
Александр Никс, глава Cambridge Analytica / Reuters
Европейский парламент вызвал владельца Facebook Марка Цукерберга для дачи показаний о том, каким образом британская аналитическая компания Cambridge Analytica смогла получить личные данные 50 млн пользователей соцсети. Компанию  подозревают в нарушении политики конфиденциальности Facebook и манипуляции мнением американцев в пользу Дональда Трампа во время выборов президента США. Развивающийся скандал уже сказался на репутации соцсети: за последние дни акции Facebook обвалились, а соцсеть понесла серьезный имиджевый ущерб — крупнейший с момента создания.

Британская аналитическая компания Cambridge Analytica возникла в 2013 году. В представлении компании открыто говорится, что она профессионально занимается сбором данных о потенциальных избирателях и разрабатывает стратегические коммуникации для ведения предвыборных кампаний в интернете. Cambridge Analytica создает психологические портреты пользователей, а затем выстраивает таргетированную политическую рекламу с учетом особенностей поведения людей в социальных сетях. По данным зарубежных СМИ, компания участвовала в более чем в 200 выборных кампаниях по всему миру, в том числе по вопросу выхода Великобритании (Brexit) из Евросоюза. Аналитические наработки Cambridge Analytica совмещала с откровенно «грязными» методами работы: глава компании Александр Никс сам рассказал журналистам, что его сотрудники распространяли компрометирующие видео и фотографии во время предвыборных кампаний.

Сегодня Cambridge Analytica обвиняют в склонении американского избирателя к голосованию за Дональда Трампа на президентских выборах в 2016 году. На связь Трампа с Cambridge Analytica указывает то, что советник его предвыборной кампании Стив Бэннон в прошлом был вице-президентом фирмы, а республиканский миллиардер Роберт Мерсер, финансировавший портал Breitbart News Network (СМИ активно поддерживало Трампа во время предвыборной кампании), инвестировал в Cambridge Analytica 15 млн долларов. Кроме того, о том, что лично с Трампом он встречался «много раз», не скрывал в интервью и глава Cambridge Analytica Александр Никс.

Персональные данные пользователей соцсетей Cambridge Analytica выкупил у профессора психологии Кембриджского университета Александра Когана. Коган, до восьми лет живший в СССР, после эмигрировал с семьей в Соединенные штаты, но связь с Россией сохранил: став профессором, читал лекции и вел мастер-классы в Санкт-Петербургском государственном университете в 2014-2015 годах, а также совместно с российскими учеными провел несколько исследований о психологическом поведении пользователей в Facebook.

С компанией Cambridge Analytica Коган закончил сотрудничество еще до прихода в петербургский университет. В 2010-х годах профессор разработал на платформе Facebook приложение «This is your digital life» (рус. «Это твоя цифровая жизнь»), которое собирало информацию о пользователях и составляло их психологические портреты. Приложение запрашивало у потенциальных избирателей разрешение на доступ к личным данным, к списку друзей и к информации о «лайках». После чего пользователи могли проходить тесты, анализируя которые Коган получал информацию о психологическом поведении. За их прохождение пользователям платили деньги.

В время одной из лекции в СПбГУ (опубликована «ВКонтакте»), Коган рассказал, что по «лайкам» можно узнать о человеке практически все: пол, этническую принадлежность, уровень IQ и особенности личности.

«Facebook знает тебя лучше, чем любой человек в твоей жизни, — рассказал профессор. — Я могу узнать сто фактов о тебе, не задав ни одного вопроса».

Информация о «лайках» позволяла сделать абсолютно не очевидные выводы о пользователях. Например, те, кто лайкал на Facebook сообщество «Я ненавижу Израиль», склонны любить обувь Nike и батончики KitKat. «Лайки» могли дать подсказки к тому, были ли вместе родители в течение детства пользователя или разведены. И все это возможно без вникания в суть сообщений, постов, статусов и фотографий.

Действия Когана, как считает Facebook, были незаконными: соцсеть разрешила профессору собирать данные исключительно в академических целях, а продажа данных британской компании была правонарушением, так как пользователи не давали Cambridge Analytica согласия на использовании данных в политических целях.

Сам профессор утверждает, что Cambridge Analytica заверила его в легальности передачи данных пользователей и что это не нарушают правила Facebook.

Теперь же, по мнению Когана, обе компании пытаются выставить его «козлом отпущения», обвинив в незаконном использовании и передаче данных 50 млн пользователей.

Открыто об утечке данных из соцсети стали говорить после того, как бывший сотрудник Cambridge Analytica Кристофер Уайли рассказал The Guardian о том, что компания использовала их незаконно с целью политической рекламы и агитации, создав мощное «психологическое оружие».

Уайли пришел к выводу, что черты характера влияют на политические предпочтения человека: например, у склонных к либеральным взглядам более свободное поведение, и они чаще открыты к новым идеям. Имея доступ к данным миллионов пользователей, Уайли стал проводить «психологические операции», которые влияли на мнение людей путем «информационного доминирования». Оно включало в себя распространение слухов, дезинформацию и фейковые новости. По словам Уайли, Cambridge Analytica потратила 7 млн долларов, чтобы собрать весь объем данных, необходимый для создания политических портретов пользователей. «Мы сломали Facebook», — так он прокомментировал массовую утечку информацию.

Впоследствии Cambridge Analytica признала, что они действительно собирали данные, но уничтожили информацию, чтобы не нарушать политику Facebook. Однако, как выяснилось позднее, не полностью.

Кроме того, журналисты выяснили, что в Facebook знали о нарушении политики конфиденциальности, но игнорировали утечку данных.

После нескольких расследований СМИ Facebook заблокировал в социальной сети аккаунт Cambridge Analytica и запретил политическую рекламу компании.

Удар по активам и репутации Facebook последовал сразу вслед за публикациями в СМИ. Всего за несколько дней марта компания потеряла около 60 млрд долларов в стоимости. Из организации ушел глава управления информационной безопасности Алекс Стамос, а причиной ухода стали разногласия по вопросу политической рекламы.

После разгоревшегося скандала в отношении Facebook инвесторы подали групповой иск с требованием выплатить компенсацию всем лицам, которые могли понести финансовые потери. Против Цукерберга выступил и соучредитель WhatsApp Брайан Актон, опубликовавший в Twitter сообщение «It’s time» (рус. «Пора»), сопроводив его хештегом#DeleteFacebook (рус. «Удалить Facebook») Сама WhatsApp сейчас принадлежит Facebook.

В Европейском парламенте обсуждают вопрос о начале расследования утечки данных пользователей Facebook. Чиновники утверждают, что неоднократно интересовались тем, как компании, сотрудничающие с Facebook, получают и хранят данные пользователей соцсети. Facebook «постоянно преуменьшал риск и вводил комитет в заблуждение», — заявили в парламентском комитете по цифровым технологиям, культуре, СМИ и спорту. Ситуацию описывают как «катастрофический провал» Facebook.

Марк Цукерберг несколько дней хранил молчание и лишь 21 марта высказался по поводу скандала. Он признал, что компания совершила ошибку и пообещал, что исследует все приложения, которые имели доступ к большим данным. «Мы обязаны защищать ваши данные, и если мы не можем, то мы не заслуживаем права служить вам», — заявил Цукерберг.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow