КолонкаПолитика

Дипломатия новичков

Внешняя политика ядерной державы управляется из анонимного канала в мессенджере

Этот материал вышел в номере № 28 от 19 марта 2018
Читать
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника
Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

На фоне дипломатического конфликта с Великобританией из-за покушения на убийство Скрипаля анонимный телеграм-канал распространил фейковое высказывание британского премьер-министра Терезы Мэй о том, что министр Сергей Лавров не достоин своего поста. Фраза, приписанная Мэй, была затем процитирована телеканалом RT, а представитель российского МИДа Мария Захарова вступила с псевдо-Мэй в полемику и резко раскритиковала ее. Благодаря пользователям интернета обман вскрылся.

Авторы анонимного телеграм-канала затем вину признали и извинились. Извинения процитировала и главред RT Маргарита Симоньян.

Изображение

«Мальчика не распяли, но ведь могли бы», — иронизируют на этот счет комментаторы в социальных сетях. То есть риторика в целом оказывается вполне узнаваемой. Низкий уровень информированности сотрудников российского дипломатического ведомства ни для кого не секрет, и та же Мария Захарова регулярно страдает от отсутствия фактчекинга. Так что когда, например, российские власти в ходе нынешнего дипломатического конфликта запрещают работу в нашей стране благотворительного Британского совета (уже второй раз за последние годы), трудно с уверенностью ответить на вопрос о том, основаны ли эти действия на трезвом политическом расчете или на фейках и «общей атмосфере», как она видится с учетом «аналитики в телеграме».

Если с российскими спикерами все ясно, то реальные, а не фейковые заявления их британских коллег могут удивлять. От дипломатов Великобритании в нынешней ситуации вроде бы можно ждать лишь чопорного высокомерия, но на практике все иначе. Глава британского МИДа Борис Джонсон произнес сенсационную речь о том, что «приказ об убийстве Скрипаля отдавал, скорее всего, лично Путин». Дипломатический смысл этого демарша — при условии, что в Лондоне намерены идти к урегулированию конфликта, — вряд ли кто-то возьмется объяснить, и во всей конструкции больше всего поражает оговорка «скорее всего». Иными словами, фактов у Джонсона тоже нет, но заявления-то делать надо. Все выглядит так, как если бы, осознав токсичность Марии Захаровой, в британской политике решили подобрать ей альтер-эго и выбивать клин клином.

Число фейков растет, а обе стороны российско-британского конфликта демонстрируют устойчивую неспособность сотрудничать друг с другом. Потенциально заниматься эскалацией можно сколько угодно. Ходят слухи, что англичане готовятся разогнать Лондонград, бойкотировать чемпионат мира по футболу, а российские власти готовят на это как обычно «асимметричные ответы», и так далее. Способствует этой дипломатической вакханалии статус химоружия «Новичок», которого как положено в мире постправды, по документам у России нет.

«Надо было навсегда лишить Россию ее секрета»

Интервью Вила Мирзаянова, одного из разработчиков секретного яда «Новичок» — Павлу Каныгину

Если оставить в стороне личный внешнеполитический героизм перечисленных спикеров, то кажется, что все в итоге заинтересованы в том, чтобы конфликт разрешился миром. Для этого, судя по всему, есть один путь: стороны должны начать сотрудничать по делу о покушении на убийство Скрипаля. Российским властям не понравился британский ультиматум о предоставлении досье о «Новичке», но ведь и загадочные убийства в собственной стране никому не нравятся. Так что давайте представим себе второй шанс: Россия открывает данные по химоружию, Великобритания допускает российских следователей к делу Скрипаля. После этого спор идет по существу, а не о том, как бы эффективнее уязвить друг друга.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow