КолонкаПолитика

Страхи другой страны

Как черный пиар стал социальной рекламой

Этот материал вышел в номере № 19 от 21 февраля 2018
Читать
Страхи другой страны
Кадр из ролика

Интернет обсуждает «высокобюджетный социальный ролик», призывающий граждан прийти на выборы. По сюжету, герой актера Сергея Бурунова, звезды российских сериалов, на выборы не идет, и на следующий день просыпается в «другой стране». Утро 52-летнего мужчины начинается с того, что его приходят забирать в армию. Затем сын просит 4 млн рублей на «охрану в школе». Экзистенциальный ужас нарастает: на кухне герой ролика находит «гея на передерж­ке» — ​по закону они живут в семьях, пока не найдут себе нового партнера. Мужчина пытается укрыться в туалете, но там его настигает железный голос: «Количество посещений туалета ограничено». Мораль ясна: вот что бывает, когда не пришел на выборы, а президентом без тебя выбрали не того кандидата (неясно, кто этот «не тот» хотя бы в теории).

По замыслу создателей, ролик должен стать вирусным, отсюда и эпатажные темы. При этом сам список вещей, которыми можно эпатировать массового зрителя, говорит как об авторах ролика, так и о нашем обществе, пожалуй, даже слишком много. Политолог Дмитрий Травин и журналист Иван Давыдов уже отметили: утром герой Бурунова просыпается совсем не в другой стране.

Страхи персонажа не укладываются в тот образ российского человека, который рисует официальная пропаганда. Взрослый мужчина всю жизнь прожил в страхе, что его заберут в армию. Одним из военных, постучавшихся в дверь, оказывается чернокожий. Это, как показывает Давыдов, вполне считывается как перспектива умереть за родину «на дальних подступах», «в составе интернационального контингента». Героя ролика пугают поборы в школе — ​неприкрытая российская коррупция, которая оттеняется к тому же советским пионерским галстуком, который носит сын. Тоже актуальный сюжет, согласитесь: патриотическая символика как маскировка для обворовывания граждан. Справедливо возмутившая многих эксплуатация темы российской гомофобии тоже демонстрирует не столько маскулинность героя, сколько его беззащитность: перед физическим насилием, перед посторонними людьми в тесной квартире. Вряд ли авторы ролика добивались такого эффекта, но в этом состоит закон жанра: если вы хотите вирусного эффекта, приходится пробалтываться и показывать правду.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Новосибирский журналист Алексей Мазур предложил уточненную версию эпатажа. Приходит извещение: вашего сына убили в Сирии. Так его ведь там не было? Младший сын просит 2000 рублей в фонд класса. Жена жалуется, что в отпуск в Турцию в этом году не полетим — ​все рейсы отменили. На кухне ест священник, это вернули церковную десятину. Тут за младшим сыном приходит полиция: он репостнул в «ВКонтакте» фотографию парада Победы, а там свастику видно. Тоже мотивирует, верно?

Главным каналом распространения ролика оказался фейсбук патриотического активиста Александра Казакова, который в последние годы служил «советником ДНР». Его запись с комментарием «ржу не могу» организованно репостнули больше 100 тысяч раз, что указывает на продвижение вирусного видео при помощи «фабрики троллей». Сам Казаков намекает, что к размещению ролика в Сети он не имеет отношения, и обвиняет СМИ во лжи: дескать, просто видео было интересное, и вот так случайно подвернулось ему под руку, а люди массово заинтересовались. Здесь интересно сочетание дорогого контента и маргинальной точки вхождения: ролик профессионально делается для российских выборов, но появляется на странице «политика», представляющего «ДНР». Вероятно, от своего лица рассказывать человеконенавистнические истории наши официальные лица еще не готовы — ​для этого как раз существуют «народные республики».

Ролик снят так, как если бы нужно было кого-то очернить: какого-то неясного кандидата в президенты, который устроит россиянам «геев на передержке». Но такого кандидата не существует, равно как и политической борьбы в рамках официальной президентской кампании в целом. Так черный пиар в условиях, когда некого и незачем очернять, превращается в специфическую социальную рекламу, которая, с одной стороны, эксплуатирует массовые страхи, а с другой — ​поддерживает административный ресурс в попытке мобилизовать лояльный электорат. После зачистки политики в стране остается голая политтехнология.

Срабатывает старый рефлекс: если есть выборы, под них выделяют бюджет, а по нему надо как-то отчитываться, ведь иначе в следующий раз денег уже не дадут. Так что давайте в отсутствие самих выборов хотя бы наснимаем про них вирусные ролики.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow