Редакция находится в этом доме с 1975 года — промелькнуло несколько эпох. Все это время никто никому не мешал, но года два-три назад начался театр абсурда, когда сменилась «домоправительница». Ею стала жительница квартиры № 912, расположенной прямо под нами, Одинцова Екатерина Вахтанговна. Фактически она организовала «дворцовый переворот», свергнув прежнюю председательницу — интеллигентную любительницу кошек с отличным чувством юмора, которая дружила с журналом.
Началось с женского туалета, как оказалось, закрепленного за жилой частью дома, а не за редакцией. Туалет опечатали, повесили замок. С тех пор он необитаем, а наши женщины ходят в мужской. Затем опечатали и опять же повесили замки на встроенные в стену редакционные стеллажи, на лестнице. На этих стеллажах долгое время хранилась печатная корреспонденция, машинописи и верстки, это был такой архив. Бумаги выбросили. Потом к нам стали приходить из полиции, из ГБУ «Жилищник», из прокуратуры, даже эфэсбэшники приходили, дескать, поступали жалобы.
Вахтанговна писала о шуме по ночам и чересчур ярком свете лампочек в окнах, которые, словно прожектора, достают до ее окна, о подозрительных людях и подозрительной деятельности. Террористы? Мафия? Масонские оргии?
Не единожды вместе с другими жильцами (особо деятельными активистами домового комитета) она совершала набеги к нам с целью инспектирования и в командном тоне пыталась навязать журналу иной рабочий распорядок, угрожая выселением. Чего она ожидала: что мы начнем ее задабривать? Такая практика в доме уже существует, и действительно — проще, наверное, откупиться.
Наконец, словно идеальный комендант общаги, поздно вечером, стоя в розовом махровом халате и розовых тапочках, Вахтанговна стала подкарауливать задержавшихся сотрудников и устраивать скандал. Она превратилась в ходячий редакционный мем: «Вас здесь быть не должно!» и «Вы мешаете мне жить!» — ее главные фразы.
Мы бы и дальше относились к этому с иронией, если б не последний случай с беременной сотрудницей, которая задержалась после 21 часа и оказалась запертой. Пришлось вызывать полицию и МЧС.
В декабре прошлого года у входа в редакцию мы увидели прикрепленную скотчем бумажку. Сначала подумали, что это блеф. Не могли же эти люди не знать, что таким образом они нарушают закон?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
К нашему удивлению, на собрании присутствовал участковый, с молчаливого одобрения которого и произошло то, что произошло.
Замок повесила одна из консьержек, которую мы зовем Беллой Ахатовной (что значит литературоцентризм: уж больно она похожа на Ахмадулину, у нее даже есть такая же шляпа, в которой она любит сидеть в своей будке). Однако сходство только внешнее. Взывать к голосу разума и сердца было бесполезно.
Решетка — единственный выход. Лифты доезжают только до 9 этажа. Если бы у девушки начались роды или, не дай бог, случился пожар? На нашем этаже, кроме самой редакции, еще находится квартира 90-летней пенсионерки, ветерана и заслуженного деятеля Союза художников. По итогам произошедшего мы обратились в полицию, однако ответа пока не получили, хотя прошел уже месяц.
Теперь о том, что такое «многочисленные жалобы жителей». В «Нирнзее» расцвела система доносительства, от которой, как выяснилось, страдаем не мы одни. Вот история хозяйки квартиры на 6-м этаже, занимающейся благородным делом: прямо у себя дома она устраивает творческие вечера, литературные и музыкальные встречи, художественные выставки. «Катерина? Я тоже имела счастье с ней познакомиться. Эта наша изумительная барышня в шляпке (Белла Ахатовна. — И. Д.) позвонила ей и доложила, что ко мне идет толпа народу. Мне звонят и говорят, что сейчас приедет полиция. Я в шоке поднялась к Екатерине и стала объяснять, что у меня день рождения подруги, что она консерваторский работник, музыкант, и это романсы XIX века, придут профессора, пожилые люди, и я окажусь в неловком положении. Пока все слушали концерт, я общалась с ней и убеждала не вызывать полицию».
Вспоминается фильм «Бриллиантовая рука» и самый известный управдом СССР Варвара Сергеевна Плющ (Н. Мордюкова), однако Плющ была чистым порождением системы. А тут цели совсем другие: атмосферу отравляют отнюдь не ради порядка, не из должностного и идеологического идиотизма. Редакция занимает два последних этажа на крыше — это огромные площади в самом центре столицы. Один из жителей рассказал: «Да, я слышал, как был разговор. Они говорили, что надо отобрать все, и, как говорится, арендаторы найдутся. Естественно, это не одна Одинцова делает. Главный инициатор тут Гвоздева (Гвоздева Надежда Вячеславовна; на сайте управы Тверского района она указана как общественный советник дома. — И. Д.), это ее заместитель, и воду мутит именно она, потому что Одинцовой в принципе по барабану — у нее денег хватает. Однако она баба честолюбивая, и вот Гвоздева играет на этом».
Известно, насколько трудно сегодня приходится толстым журналам и что они находятся на грани исчезновения из-за непосильной аренды. Государство не стремится их спасать, однако находятся еще и мелкие стервятники, у которых 1937 год, видимо, отпечатался генетически, внучки Вышинского с предпринимательской жилкой. Они позорят коренных москвичей и свой легендарный дом, культурное и литературное место силы, связанное с именами Булгакова, Маяковского и др.
Чего они добиваются? Чтобы на месте журнала появился очередной барбершоп, стоматология или хостел?
Игорь ДУАРДОВИЧ, сотрудник журнала «Вопросы литературы», — специально для «Новой»
P.S.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68