Научные сотрудники Полярного геофизического института опубликовали письмо, в котором руководство предлагает им согласиться на уменьшение ставки под угрозой сокращения штатов.
«Сотрудник должен написать заявление с просьбой перевести его на 0,85 (или менее) ставки. Такой вариант работы администрация выбирает пока на полгода, с дальнейшей оценкой эффективности такого метода. Поэтому заявление пишется пока на 6 месяцев», — указано в бумаге, подписанной директором и главбухом института. В том же письме подробно объясняется, что привело к такой ситуации. «Майские указы» требуют повышение зарплаты научных сотрудников в среднем до 200% от средней по региону, ФАНО (Федеральное агентство научных организаций. — Ред.) России требует безусловного поквартального выполнения этого требования. Выделенной целевой суммы для повышения зарплаты научных сотрудников недостаточно. Обращение в ФАНО России с просьбой о выделении полной суммы финансирования не дало положительного результата», — говорится в письме. Кроме того, вышестоящая администрация сообщила дирекции ПГИ, что зарплату нужно повышать не только за счет бюджета, но и за счет «внебюджетных поступлений». Либо за счет оптимизации. Читай — сокращения сотрудников.
Пока дирекция предлагает подчиненным самим договориться: либо 18 «добровольцев» перейдут на полставки, либо 30 с лишним — на 0,85.
Чтобы определиться, есть неделя: в противном случае «администрация будет вынуждена пойти на вариант повышения эффективности работы с уменьшением штата до необходимого уровня».
Эффект ультиматума сглаживает обещание компенсировать убытки стимулирующими выплатами. Однако в этом случае ученые теряют право на льготную северную пенсию, которая начисляется только при работе на полную ставку.
Ситуация прогнозировалась еще летом, когда ученые Кольского научного центра РАН вышли на митинг с требованиями отменить «майские указы», если государство не может обеспечить их исполнение, а также увеличить финансирование российской науки хотя бы до 0,22% ВВП. На улицу людей вывели сокращения в двух крупных НИИ — промышленной экологии Севера и экономических проблем. В первом из них сократили почти треть сотрудников, причем врио директора НИИ в одном из интервью признал, что главная причина — сокращение финансирования. Зарплаты не хватало на всех.
Массовые сокращения, неоплачиваемые отпуска и «добровольный» перевод на доли ставки для ученых КНЦ реальность уже года два. Средств на материально-техническое обеспечение исследований, экспедиции, командировки, расходные материалы, обновление инфраструктуры нет.
В таком катастрофическом положении оказались не только ученые Мурманской области. Летом письмо президенту страны с жалобами на ужасающее состояние отечественной науки направили 400 российских ученых. Ответа они дождались недавно. И не от Путина, а от ФАНО, на которое, собственно, и жаловались. С жалобщиками агентство спорит, на 12 листах объясняя, в чем они неправы. Впрочем, и то хорошо. Два года назад на такое же письмо вообще не пришло никакого ответа.
К слову, ученые — не единственные, кто в Мурманской области столкнулся с предложением добровольно отказаться от части оклада ради выполнения «майских указов». Аналогичный ультиматум уже получил младший персонал мурманской городской больницы.
Мурманск