НовостиОбщество

МАК: причиной крушения Ан-148 могли стать неверные данные о скорости полета из-за обледенения датчиков. Комментарии авиаэксперта

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) изучила параметрический самописец («черный ящик») с разбившегося в Подмосковье Ан-148 и опубликовала предварительные данные.

Согласно первым выводам специалистов МАК, авария могла произойти из-за неверных данных о скорости полета на дисплеях самолета.

Во время всего полета обогрев всех трех приемников полного давления (устройства, которые занимаются сбором данных об атмосферном давлении) находился в выключенном состоянии. Во всех остальных полетах (еще 15 полетов), обогрев ППД включался перед взлетом на исполнительном старте.

Разбившийся борт был рекордсменом по налету

Разбившийся борт был рекордсменом по налету

Что известно о самолете Ан-148 «Саратовских авиалиний», который разбился в Подмосковье

Сообщается, что «особая ситуация начала развиваться примерно через 2 мин 30 сек после отрыва на высоте около 1 300 метров и приборной скорости 465–470 км/ч».

Тогда системы самолета впервые зафиксировали расхождения в показаниях скорости от модуля воздушных параметров (он непрерывно измеряет и выдает бортовым системам информацию о высотно-скоростных параметрах) — первого приемника полного давления — и аналогичного резервного прибора.

Примерно 25 секунд расхождения в этих данных достигли порядка 30 км/ч. «Появилось разовое сообщение экипажу: «Приборная — СРАВНИ». Еще одно похожее сообщение было зарегистрировано примерно через 50 секунд. Тогда самолет уже находился на высоте около двух тысяч метров.

Перед столкновением с землей скорость Ан-148, по данным первого модуля воздушных параметров, начала интенсивно расти и к моменту столкновения составила около 800 км/ч, а показания скорости другого модуля продолжали быть равными нулю.

«Предварительный анализ зарегистрированной информации, а также анализ аналогичных случаев, имевших место в прошлом, позволяют предполагать, что фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением ППД при выключенном состоянии систем их обогрева», — заключили специалисты МАК.

Вадим Лукашевич

кандидат технических наук, независимый авиаэксперт

— В самолете есть три датчика скорости — это маленькие трубочки (трубки Пито), они стоят снаружи на носу самолета. Одна из них выдает данные скорости командиру, сидящему в левом кресле, вторая выдает данные пилоту справа, а третья — резервная. Это сделано для того, чтобы в случае отказа датчика можно было сделать голосование. Например, у правого и левого пилотов разные данные скорости, тогда истинными принимаются те, которые схожи с резервными. Одновременный отказ двух датчиков — маловероятен.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Перед полетом пилоты с контрольной картой приводят самолет во взлетное положение. Один зачитывает карту, второй пилот выполняет, а первый проверяет его. В карте десятки пунктов. И среди них есть пункт — включение системы подогрева приемников воздушного давления. Это включается летчиком перед взлетом.

И все эти разговоры, что самолет не обработали реагентом не играют роли. Система подогрева включается летчиком.

«Черные ящики» показали, что система подогрева Ан-148 не работала. 15 предыдущих полетов летчики включали ее, а тут не включили, почему-то пропустили этот пункт.

Дальше ситуация, если смотреть предварительный отчет МАК, развивается следующим образом:

  • самолет отрывается, датчик правого пилота вообще не работает, показывая нулевую скорость. Пилотирует, скорее всего, командир, у него скорость нормальная.
  • В какой-то момент и у командира скорость начинает падать. Показания его и резервного датчика разнятся, срабатывает оповещение о проверке приборной скорости.
  • Когда у самолета падает скорость, автоматическая реакция у летчика прекратить набор высоты. Именно поэтому он отпускает штурвал от себя, немножко снижается, у него рассогласование исчезает.
  • Экипаж уже отключает автопилот и начинает пилотировать вручную.
  • Командир продолжает набор высоты, в этот момент у него обнуляется скорость, при этом их реальная скорость — 560 км/ч. У летчика инстинктивная реакция — уйти вниз, при пикировании самолет ускоряется.
  • Он откидывает штурвал от себя, настолько интенсивно, что в салоне наступает невесомость. Непонятно, почему они продолжают снижаться, потому что показатель высоты работает нормально.
  • Перед самым ударом, видимо, с резервного датчика потоком воздуха сдувает лед, и он показывает скорость 800км/ч. Они врезаются в землю под углом.

Если бы у них реально падала скорость, то он поступил совершенно правильно. Если бы снижение было бы не столь интенсивным, может быть, пробив нижний край облачности, они увидели бы землю и смогли бы выровнять самолет, потому что было светлое время суток. Может быть, по бегу земной поверхности они смогли бы примерно оценить свою скорость.

Были ситуации, когда «Сухой суперджет» из-за проблем с датчиками возвращался и просил экстренную посадку. Ну, там не отказывали сразу все датчики.

У командира пять тысяч часов налета гражданской авиации, боевой орден в небе Афганистана. Далеко не мальчик.

Естественно, что в такой ситуации они и с землей не говорили, им просто было не до того.

«Вечного безоблачного неба»

«Вечного безоблачного неба»

Саратовцы принесли в аэропорт цветы в память о погибших членах экипажа Ан-148

Самолет «Саратовских авиалиний» Ан-148, вылетевший из Домодедово в Орск, потерпел крушение 11 февраля в Раменском районе Московской области рядом с деревней Степановское. На борту находились 65 пассажиров и шесть членов экипажа, все они погибли.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow