31 января в редакцию «Новой» на имя главного редактора пришло письмо от посла Польши в России г-на Влодзимежа Марчиняка. Поводом к письму стала статья Леонида Млечина «Волки за дверью», опубликованная в № 10 газеты и рассказывающая об опасном росте в странах Европы праворадикальных настроений. Следуя одному из базовых профессионально-этических принципов нашей газеты — предоставлять право на ответ тем, кто считает, что какие-то факты, касающиеся их, их организаций или даже их страны, газета исказила или, с их точки зрения, как-то не так интерпретировала, мы публикуем — без купюр — письмо уважаемого г-на посла Республики Польша:
В связи с публикацией 31 января с.г. в Вашей газете статьи под заглавием «Волки за дверью», Посольство РП в Москве сообщает, что формулировки: «Шестьдесят тысяч молодых поляков триумфально шли по Варшаве, скандируя: «Зиг хайль! Смерть врагам отечества!» и «Чего требовали участники марша? Сохранить чистоту крови и белую Европу —идеи, которые безумно симпатичны множеству людей, которые уверены в том, что они от природы лучше других» являются исключительно выдуманными автором статьи и не соответствуют действительности.
от редакции «Новой газеты»
Трудно предъявлять претензии автору за интерпретацию событий и оценочные суждения по поводу тех или иных общественно-политических явлений — будь они сугубо российского или зарубежного происхождения. Даже если кому-то — внутри России или за ее рубежами — эти оценки и суждения не нравятся. Это — его, автора, неотъемлемое право.
Другое дело — факты. Здесь пространство авторской вольности естественным образом ограничено. Понятно, что факты искажать нельзя — это тоже один из базовых принципов качественной журналистики. Которого наша газета старается строго придерживаться.
Следует признать, что в тексте Леонида Млечина есть досадная неточность. В свидетельствах очевидцев марша нет подтверждения массового скандирования его участниками нацистского приветствия. Об этой неточности мы искренне сожалеем. Но это не меняет того факта, что в марше участвовали представители праворадикальных, националистических сил, и что многие их лозунги, баннеры и растяжки, в том числе и отраженные в статье нашего автора, носили экстремистский, ксенофобский и временами откровенно расистский характер.
Напомним лишь несколько лозунгов и растяжек марша, приведенных в репортажах и фотоматериалах, опубликованных нашими коллегами из «Нью-Йорк Таймс», «Уолл-Стрит Джорнэл», «Немецкой волны», Би-би-си и других уважаемых европейских и американских медиаресурсов, включая и польские: «Белая Европа братских народов», «Европа будет белой или безлюдной», «Смерть врагам отечества!», «Чистая кровь — трезвый разум», «Помним о Львове и Вильно», «Наш путь — национализм». Эти лозунги зафиксированы в большом количестве фотодокументов в медиа и соцсетях, они существуют, любая экспертиза это подтвердит.
Можно вспомнить также, что в марше участвовали представители таких националистических и радикальных движений и организаций, как «Национально-радикальный лагерь», «Национальное движение», «Всепольская молодежь» и другие. Были на марше и праворадикальные гости из Европы — представители венгерского «Йоббика», лидер «Форца Нуове» Роберто Фиоре, националисты из Словакии и Швеции. Видимо, все это, а также антисемитские высказывания некоторых участников марша, произнесенные в день марша в эфире государственной польской телекомпании TVP, дали основание британской «Индепендент» назвать этот марш «крупнейшим фашистским мероприятием в Европе».
Как провести границу между правым радикализмом, националистической ксенофобией и откровенным фашизмом — это предмет серьезного и обстоятельного обсуждения. Нашу редакцию эта тема волнует, учитывая, что и в нашей стране проявлений крайне опасной националистической и неонацистской идеологии, к сожалению, тоже хватает. Мы готовы к дискуссии на эту тему, в том числе и с нашими польскими коллегами.