Сюжеты · Общество

Мое небо — мои правила?

Закон позволяет отправить дебошира в черный список, но оставляет в беззащитном положении экипаж и пассажиров во время полета

14:15, 19 января 2018Дарья Кобылкина, Корреспондент

1509

14:15, 19 января 2018Дарья Кобылкина, Корреспондент

1509

Фото: Zuma\TASS

Очередной случай с нетрезвым пассажиром, устроившем драку на борту рейса Москва — Петропавловск-Камчатский, тонет в сводке прочих происшествий. Авиадебоширы настолько плотно вошли в обыденную жизнь, что удивить инцидентами в воздухе сложно даже тех, кто лицом к лицу сталкивался с подобной угрозой собственной безопасности. Чаще всего такие выходки ограничиваются нецензурной бранью и отказом соблюдать правила авиаперевозчика: пристегнуть ремни, не вставать с кресел, не курить… Но в особо буйных случаях дело доходит до рукоприкладства и угроз захвата воздушного судна. А в мае прошлого года на борту рейса Тель-Авив — Москва пассажир в полете пытался открыть двери авиалайнера. Стоит ли говорить, что основной причиной неадекватного поведения граждан является чрезмерное употребление алкоголя, а чартерные курортные, пред- и постпраздничные рейсы попадают в категорию особого риска.

Очевидно, что главными пострадавшими в инцидентах с авиадебоширами становятся пассажиры злополучного рейса и сотрудники авиакомпаний — бортпроводники и пилоты. Но и сами перевозчики зачастую несут существенные финансовые потери из-за задержки рейса или вынужденной посадки для передачи неадекватного пассажира сотрудникам полиции. Так, в августе рейс авиакомпании S7 из Новосибирска в Москву пришлось проложить через Пермь, где высадили нетрезвого пассажира, устроившего драку на борту, а самолет, летевший в столицу из Махачкалы, приземлился в Волгограде из-за курящей пассажирки.

tvc.ru

Черный список — лучше, чем ничего

Инициатором системной борьбы с авиадебоширами стал генеральный директор «Аэрофлота» Виталий Савельев. Сделано в этом направлении уже немало: принят закон о черных списках, введена уголовная ответственность, увеличены штрафы. На повестке дня — пункт о специальных средствах сдерживания.

Уже с июня перевозчик может отказать в продаже билета гражданину, грубо нарушившему правила авиакомпании и отличившемуся буйным поведением на борту. Правда, бан на полеты действует всего год, списки у каждой компании свои, и есть целый перечень исключений даже для злостных дебоширов. Поэтому отраслевые эксперты не спешат с выводами о достаточности принятых мер.

«Закон чересчур либерален, в нем много исключений и лазеек и он, по сути, не является серьезной угрозой для дебоширов, — резюмирует редактор «Авиа.ру» Роман Гусаров. — Боюсь, что в черный список будут попадать немногие, а отказ в продаже билетов получат единицы. Большей части дебоширов удастся уйти от наказания. Но сама тенденция узаконивания отказа от перевозки дебоширов похвальна. Еще пять лет назад об этом не было и речи — все говорили о нарушении прав человека на свободное перемещение. А я считаю, что это простой вопрос безопасности, ведь прослушивают же телефоны во избежание угрозы терроризма. В таких случаях стоит идти на ограничения».

Глава аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев объясняет: «60% россиян пользуется услугами авиакомпаний раз в году — в период отпуска. Поэтому нахождение в черном списке именно в течение года не ограничитель, а скорее неприятность. И при желании ее можно обойти — например, сменить паспортные данные или отправиться самолетом «на лечение», что официально разрешено для попавших в черный список. Закон важен по другой причине — государство обратило внимание на проблему деструктивного поведения пассажиров, а законодатели пошли навстречу авиакомпаниям с принятием пакета мер, позволяющих серьезно и чувствительно наказывать за неправомерные деяния на борту воздушных судов».

Отстегнуть ремень и распоясаться

По словам экспертов, закон о черных списках авиапассажиров скорее носит профилактический характер. Лишение возможности летать (пусть и на год) для тех, кто часто путешествует или регулярно совершает деловые перелеты, будет существеннее штрафа.

В этом смысле важно, что по инициативе «Аэрофлота» из ряда вон выходящие случаи дебоширства на борту и вовсе могут обернуться уголовным преследованием. С апреля 2017 года судом определяется мера наказания — от штрафа (до 500 000 рублей) до лишения свободы (максимум на 5 лет).

Тем не менее специалисты отмечают, что в законе, где нашлось место наказанию за содеянное, отсутствуют способы оперативного противодействия конфликтному поведению на борту самолета. В рамках закона бортпроводники могут применять в отношении авиадебоширов только слова.

«Как повлиять на человека, успокоить хулигана, который находится в нетрезвом состоянии или в состоянии аффекта, под действием наркотических средств или подвержен психическим атакам, если он не слышит и не воспринимает информацию? — удивляется Роман Гусаров. — Необходимо предлагать законодательные инициативы по приданию экипажам полномочий (в случае необходимости) для физического противодействия дебоширам, в том числе с использованием специальных средств, например наручников. Отдельные авиакомпании в ряде стран периодически внедряют что-то на своих рейсах, но никаких общепланетарных решений по использованию спецсредств нет. Для международного сообщества это весьма щекотливая задача. Главное, чтобы она нашла решение раньше, чем буйное поведение пассажиров приведет к катастрофе».

Фото: Александр Тарасенков\TASS

Электрошокерная терапия

Действительно, корейская авиакомпания Korean Air позволяет своим бортпроводникам применять электрошокеры в случае проявления агрессии со стороны пассажиров.

А после инцидента в конце 2016 года, когда экипаж не cовладал с разбушевавшимся пассажиром и не смог пустить в ход спецсредства, компания и отправила сотрудников на курсы по обращению с электрическим оружием.

Французским экипажам разрешено применять физическую силу (при отсутствии иных возможностей утихомирить пассажиров), Air France проводит собственные курсы самообороны для бортпроводников.

В Великобритании, наоборот, применение физической силы или любого вида оружия против пассажиров под запретом, а в Италии бортпроводники не позволяют себе даже оскорбить хулиганов, но могут попросить помощи у пассажиров в этом деликатном вопросе. Австралийские бортпроводники в случае угрозы могут заблокировать своим телом нарушителя спокойствия и (как и в других странах) передать пилоту команду о вынужденной посадке.

На земле хулиганов встречает полиция, а в США нередко и сотрудники ФБР — когда речь идет о национальной безопасности. Размер штрафов для авиадебоширов также весьма существенный: во Франции — до 150 тыс. евро, в Великобритании — до 2 тыс. фунтов стерлингов, в Корее — до 20 млн вон, в США — до 10 тыс. долларов.

Практически в каждой стране у авиакомпаний существуют свои черные списки и срок действия запрета на перелеты достаточно велик, в США он может стать пожизненным.

«На самом деле, применение спецсредств — просто непубличная тема, о ней предпочитают не говорить и с точки зрения правил безопасности, и с точки зрения имиджа, — поясняет Олег Пантелеев. — В целом авиаиндустрией накоплен определенный опыт противодействия терроризму и угрозам безопасности. Раньше в США на рейсах присутствовали «воздушные маршалы», в Советском Союзе также летали вооруженные сотрудники милиции. Но эффективность мер оказалась недостаточной, а наличие на борту огнестрельного оружия всегда создает дополнительное напряжение и нервозность, учитывая, что оно может быть применимо против тебя же. Нежелательно использовать в полете и электрошокеры, их влияние на бортовое оборудование воздушных судов недостаточно изучено, а применение их к пассажирам с кардиостимуляторами может привести к серьезной угрозе здоровью. Считаю, что это недопустимый риск. Пластиковые наручники решают главную задачу — надежно фиксируют дебошира, лишают его подвижности, а их применение абсолютно безопасно для здоровья и жизни пассажиров».

«Для меня остается загадкой, почему использование экипажем воздушного судна спецсредств, даже достаточно мягкого действия, пока не нашло положительного отклика в Госдуме, — продолжает Олег Пантелеев. — Возможно, депутаты считают, что задача бортпроводников ограничивается обеспечением безопасности только в случае экстренной эвакуации, когда необходимо покинуть самолет. А функции охранников со спецсредствами в руках — не первостепенная задача? Авиакомпания «Победа» обещала обучить своих бортпроводников навыкам самообороны без применения оружия. Не хотелось бы, чтобы мы к этому пришли, хотя участившиеся случаи деструктивного поведения доказывают необходимость принятия соответствующих мер».

Поэтому высока вероятность того, что инициатива «Аэрофлота» по легализации спецсредств сдерживания найдет поддержку не только в экспертном сообществе, но и в Госдуме.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#законодательство #авиаперевозки #аэрофлот

важно

7 часов назад

На акциях протеста в Беларуси задержали более 100 человек

Slide 1 of 7

выпуск

№ 32 от 26 марта 2021

Slide 1 of 11
  • № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • № 25 от 10 марта 2021
    № 25 от 10 марта 2021
  • № 24 от 5 марта 2021
    № 24 от 5 марта 2021
  • № 23 от 3 марта 2021
    № 23 от 3 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Расследования

Крым их Как поделили полуостров друзья Владимира Путина и местные чиновники. И чем этот «дележ» обернулся для обычных жителей

496530

2.
Комментарий

Прасковеевские небеса Тайны геленджикского двор[ц]а: кому он принадлежит на самом деле, зачем его строили и как рухнули мечты. Исследование Владимира Пастухова

258565

3.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

185553

4.
Колонка

Масочный режим для фуфловира Главу «Биотек» Шпигеля арестовали потому, что госструктуры не простили частникам конкуренции в ковид-пандемию. А губернатор пошел довеском

183352

5.
Сюжеты

«Умирать я буду одинокой» Пройти девяностые и штурмовать Грозный, биться на ринге и прыгать с парашютом. Ничто не сделает мужчину — мужчиной, если внутри него живет женщина

166493

6.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

119507

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera