СюжетыОбщество

Принц, олигарх, водка и лодка

Русско-арабская сказка

Этот материал вышел в номере № 143 от 22 декабря 2017
Читать
Принц, олигарх, водка и лодка
Принц Мохаммед ибн Салман. Фото: Reuters
Героями моей истории последовательно выступят арабский Принц, русский Олигарх и тьма других принцев, впрочем, не в самой героической роли. Как полагается, это история про любовь. А также про водку и лодку. Последнее пишу с внутренним трепетом — однажды «Новая» уже описала одну лодку…

Любовь

Принц Мохаммед ибн Салман, наследник саудовского престола, влюбился с первого взгляда. Он увидел ее, подплывая к бархатному причалу. Совершенные формы от лучших мировых дизайнеров. Пятнадцать кают, вертолетная площадка, ангар для подводной лодки, бассейн с морской водой, ночной клуб, гимнастический зал… В закатных лучах французского Средиземноморья 134-метровая яхта «Сирена» была неотразима.

134-метровая яхта «Сирена». Фото: wwportal.com
134-метровая яхта «Сирена». Фото: wwportal.com

Принцу доложили имя владельца: Юрий Шефлер, владелец водочного бренда «Столичная». Из мелких подробностей: недавно яхту на одну неделю за пять миллионов долларов нанимал Билл Гейтс. Он, бедный, не может позволить себе роскошь владеть такой лодкой постоянно. Это привилегия арабских шейхов и русских олигархов. Немедля на борт поступило предложение, от которого было невозможно отказаться. К вечеру того же дня водочный олигарх уже освободил «Сирену» — налегке, с чеком на 500 миллионов долларов. О чем и поведали мировые газеты. Перед настоящей любовью отступает любое богатство.

Маленький экскурс в арабскую сказку

Когда произошло вышеописанное событие, принцу Мохаммеду было 30. Сейчас ему 32. Он «Человек года» журнала «Тайм» (по версии читателей). На него обращены все софиты мира. Начать с того, что из наследника второй очереди он за это время превратился в первого и безусловного наследника.

Королевство Саудовская Аравия было образовано в 1932 году из объединения пяти феодальных королевств, эмиратов и султанатов, и первым монархом стал король Неджда и Хиджаза Абдул-Азиз ибн Сауд. С тех пор на мировой арене воцарилась нефть, изменившая все на свете и прежде всего состояние этого королевства, а на его троне сменилось шесть правителей: Сауд, Фейсал, Халид, Фахд, Абдалла, Салман. Все они были сыновьями первого короля Абдул-Азиза. Основной закон государства признает право на саудовский престол сыновей и внуков Абдул-Азиза, однако не уточняет порядка наследования. Но, как мы видим, все короли Саудовской Аравии — братья.

Между прочим, у основателя королевства было 45 сыновей, и все претендовали на статус официальных наследников. Невольным спутником и бичом сложившегося порядка стала геронтократия.

Нынешнему королю Салману 82 года. На троне он неполных три года — с 23 января 2015 года, когда Аллах забрал к себе короля Абдаллу, его старшего брата. Наследные принцы умирали от старости.

Король Салман начал с новации. Первым наследником вместо своего младшего брата Мукрина назначил 62-летнего племянника Мохаммеда ибн Наифа. Наш герой (пора сказать, что он сын нынешнего короля) скромно значился заместителем наследного принца. Минувшим летом король вообще поменял правила игры — передал право престолонаследия собственному сыну. Это если не революция, то точно переворот. Системе монархического братства пришел конец. Горизонталь власти стала на попа, чтобы превратиться в вертикаль.

Молодой принц действует

С этого момента все действия Саудовской Аравии связаны с именем наследного принца Мохаммеда. Интервенция в несчастный Йемен, дипломатическая блокада Катара, недавний недопереворот в Ливане… Не самые славные начинания, но он может себе это позволить. Молодой принц явно демонстрирует характер: он решителен и в достижении своих целей идет напролом.

И он стал автором подлинной сенсации: издал указ, разрешающий женщинам водить автомобиль. Исподволь он окоротил религиозную полицию, которая сладострастно следила, не приоткроется ли у женщины на улице кусочек тела, чтобы предать ее публичному поношению. Он даже обещает, что женщинам будет дозволено ходить на стадион и смотреть футбол.

Надо сказать, что его отец, несмотря на преклонные годы, пользовался репутацией либерала. Одним из первых указов 6-й король саудитов отменил церемониал целования королевской руки, заменив его более демократичным рукопожатием. Выделил средства на обучение саудовских студентов за рубежом. Учредил университет науки и техники собственного имени близ Джидды с совместным обучением юношей и девушек. Впервые в истории страны назначил женщину на государственный пост — заместителя министра по делам девушек. И — внимание: публично запретил членам королевской семьи использовать на личные нужды средства казны. Фантастика!

Молодой принц, однако, пошел дальше.

Месяц назад эта новость потрясла мир. В Эр-Рияде арестовывают принцев и олигархов (как правило, это одно и то же). В тюрьму с пятизвездочным уютом превращен отель «Ритц-Карлтон». Несколько десятков принцев-олигархов обвиняются в коррупции. С одним предложением, от которого трудно отказаться: сдай неправедно нажитые богатства и иди спать домой.

Вот как сам принц Мохаммед объяснил происходящее в интервью обозревателю «Нью-Йорк Таймс» Томасу Фридману:

«Наша страна сильно настрадалась от коррупции с 1980-х по сегодняшний день. По оценкам наших экспертов, примерно 10 процентов всех правительственных расходов каждый год высасывала коррупция — сверху донизу. Правительство не раз объявляло «войну коррупции», но все эти попытки провалились. Почему? Потому что все они начинались снизу вверх».

«Мой отец, — продолжил принц, — видел, что с таким уровнем коррупции мы не сможем оставаться в G-20 и вообще развиваться. Одним из первых его указаний своей команде в начале 2015 года было собрать информацию, так появилось досье примерно на 200 имен».

Ну а дальше, говорит принц, вступил в действие прокурор (конечно же, независимый от королевской власти), который и предлагает привилегированным узникам «Ритц-Карлтона» вышеозначенную опцию. По словам принца, 95 процентов, увидев свои досье, соглашаются. Расплата — деньгами и акциями, которые поступают в казну. 1 процент принцев признан невиновными, 4 процента пытаются судиться. При этом специальная экспертная группа следит, чтобы справедливая расплата не довела никого до банкротства — нельзя допустить безработицы.

«Ритц-Карлтон» в Эр-Рияде точно стал самым дорогим отелем мира. Счет одного невольного клиента при выписке составил $1 000 000 000. На вопрос, сколько они рассчитывают получить в казну в целом, принц ответил: «По подсчетам прокурора, порядка ста миллиардов».

Увы, полагает он, полностью искоренить коррупцию сверху донизу невозможно.

Но он декларирует две другие задачи, от которых захватывает дух.

«Новая арабская весна»

За счет диверсификации саудовской экономики покончить с зависимостью от нефти. В переводе на русский: страна должна слезть с нефтяной иглы.

И еще: ислам должен «возвратиться к своим истокам… к умеренности, сбалансированности, открытости миру и всем другим конфессиям, традициям и народам». Ислам — государственная религия Саудовской Аравии. В переводе на общепонятный язык: страна двух главных мусульманских святынь и всемирного паломничества должна уйти от крайностей ваххабизма. От всего того, что служило вольной или невольной основой «исламского терроризма».

Это уже не переворот. Это две революции исторического масштаба.

Томас Фридман даже назвал это «новой арабской весной». По его определению, в отличие от первой, эта вторая «весна» происходит сверху. «Если 32-летний кронпринц преуспеет, это изменит не только характер Саудовской Аравии, — пишет он, — но и тон и содержание мирового ислама».

До заповедника средневековья на омываемом нефтедолларами Аравийском полуострове, кажется, дошли требования ХХI века. Первая энергетическая держава осознала собственную отсталость и ущербность.

Что принесет эта «весна»?

«Только дурак предскажет ее успех, — пишет Томас Фридман. — Но только дурак не пожелает ей успеха».

Он даже позволил себе дать несколько советов принцу. Перестать рассматривать все происходящее на Ближнем Востоке как проекцию противостояния Саудовской Аравии и Ирана и покончить с агрессивными выходками. Это отвлечение и растрата сил. И полностью сосредоточиться на эпохальных задачах.

И еще: «Для того чтобы быть эффективным в борьбе против коррупции, он должен стать открытым для критики и жить скромно. Никаких больше гигантских яхт…»

Ну это уже слишком. А как же яхты Абрамовича, Усманова, Мельниченко?! Оставить без боя Мировой океан русским олигархам? Гордость арабских шейхов не позволит.

Постскриптум

И самое новое откровение. Принц Мохаммед — настоящий Спаситель мира.

Вряд ли мне нужно напоминать, что Salvator Mundi — картина Леонардо да Винчи с самой странной судьбой на свете. Она считалась потерянной, напоминала о себе в двух десятках работ его последователей на этот сюжет, существовала в виде неизвестного полотна с позднейшими записями и исправлениями, вплоть до того, что в эпоху Контрреформации к лицу Спасителя пририсовали усы и бородку. Когда после очистки и реставрации ее впервые экспонировали на выставке произведений Леонардо в Лондонской национальной галерее в 2011 году, ее представили как сильно испорченный оригинал мастера, законченный, возможно, кем-то из его мастерской. И вот, наконец, полное признание.

Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Фото: Reuters
Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Фото: Reuters

В 1958 году наследники английского баронета Кука, в чьей галерее долгое время находилось неопознанное полотно, смогли реализовать его на аукционе «Сотбис» за 45 фунтов. В ноябре 2017 года оно было продано на аукционе «Кристис» за $400 млн ($450 млн с учетом комиссии). Это самое дорогое произведение искусства в истории. И новая тайна.

Известно, кто продал. Это наш соотечественник, бывший владелец «Уралкалия» Дмитрий Рыболовлев. А кто купил? На аукционе покупатель не появился, имя его не было оглашено.

Известно, кто делал в ходе аукциона ставки (стартовая цена $100 млн, один шаг составлял $30—40 млн). Это принц Бадер ибн Абдулла ибн Фархан аль Сауд. Но приобретатель не он. Несмотря на звучное имя, он, как бы потактичней выразиться, мелкий принц. Он явно посредник. Чей?

«Нью-Йорк Таймс» утверждает, что за кулисой стоит принц Мохаммед. Принц-посредник — его кузен и человек из свиты.

Посольство Саудовской Аравии в Вашингтоне немедленно сделало решительное опровержение.

А чего так волнуется саудовская дипломатия? В редакционной статье газета приводит свои резоны, почему, возможно, Мохаммеду приходится сохранять инкогнито. Их два. Политический: в пору, когда он объявил столь острую кампанию против коррупции, за скромность и воздержание, подобная трата может выглядеть вызывающе. И религиозный. Иисус ведь не только Бог Библии, он пророк Корана, а в исламской традиции нельзя воспроизводить образы пророков. Зачем зря дразнить мулл, которых Мохаммед и без того пытается поставить на место…

А пока известно, что «Спаситель мира» будет выставлен в новом фантастическом здании Лувр — Абу-Даби. Этот музей в столице Объединенных Арабских Эмиратов конкурирует за культурное первенство с Музеем исламского искусства в соседней Дохе — столице опального Катара, где висит полотно Гогена, купленное за $300 миллионов — предыдущий рекорд.

Интересен путь «Спасителя мира». Французский король Людовик XII (считается, что по его заказу Леонардо создал полотно) — бывший русский олигарх — саудовский наследный принц. Впрочем, здесь для корректности стоит поставить вопросительный знак. Интрига сохраняется.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow