14 декабря тремя голосами против двух Федеральная комиссия по коммуникациям (ФКК) проголосовала за отмену сетевого нейтралитета, решение вступит в силу в январе. На этот раз победу над интернет-компаниями одержали телекоммуникационные корпорации. Государство устраняется от ключевой функции: обеспечение равных правил игры для участников рынка. Теперь провайдеры не обязаны гарантировать одинаковую скорость связи для всего контента. Почему это проблема? Дело в том, что многие провайдеры услуг связи также занимаются и производством контента. Налицо конфликт интересов. Например, телекоммуникационная компания Comcast владеет телеканалом NBC, теперь ей ничто не мешает давать преференции своей дочке. Для российских читателей, возможно, понятнее аналогия с Газпромом, который является одновременно производителем газа и владельцем сети газопроводов.
Критики опасаются, что отныне провайдеры будут давать преференции контенту, распространение которого выгоднее для них самих. Возможны различные эксцессы: во-первых, снижение скорости связи для тех или иных сайтов, во-вторых, требование к производителям и/или потребителям контента «доплатить» за высокую скорость доступа к сайтам, в-третьих, прямая блокировка сайтов. В других странах, например, Португалии и Соединенном Королевстве, провайдеры включают в пакеты услуг дополнительную плату за высокую скорость доступа к социальным сетям, мессенджерам и видео.
Решающим голосом в принятии этого решения был Аджит Пай, председатель ФКК, бывший заместитель главного юрисконсульта телекоммуникационного гиганта Verizon. В январе этого года Дональд Трамп выдвинул Пайя в председатели, а в октябре сенат утвердил в должности.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
При этом борьба вокруг нейтральности интернета между интернет-компаниями и телекоммуникационными корпорациями идет уже давно. В период президентства Джорджа Буша-младшего в 2005 году республиканский председатель ФКК Майкл Пауэлл сформулировал не имеющее юридической силы «заявление о политике в сфере интернета», согласно которому пользователь имеет право: во-первых, получать доступ к любому контенту (при условии его легальности); во-вторых, пользоваться любым приложением; в-третьих, пользоваться высокоскоростным интернетом на любом техническом устройстве; в-четвертых, получать доступ к условиям пользовательского соглашения от провайдера интернета. В 2007 году стало известно, что Comcast пытался блокировать использование торрентов. В 2010 году ФКК приняла первую версию регуляторных норм, запрещающую блокирование контента и снижение скорости для отдельных сайтов. Вскоре Verizon подала в суд на ФКК, заявляя, что она не имеет мандата регулировать интернет. В результате в 2014 году суд постановил, что ФКК пыталась регулировать высокоскоростной интернет, не удосужившись сначала классифицировать его как телекоммуникационную услугу. В 2015 году ФКК исправила ошибку, определив, что интернет-провайдеры предоставляют телекоммуникационные услуги, затем восстановив нормы нейтральности интернета. Провайдеры снова обратились в суд, но на этот раз проиграли. В 2016 году суд подтвердил законность нормативно-правового регулирования ФКК, гарантирующего нейтральность интернета. Однако в конце года Дональд Трамп был избран президентом и получил право назначить председателя ФКК.
Обе стороны противостояния хорошо организованы. Производители контента представлены «Ассоциацией интернета». По данным Центра за ответственную политику, с 2013 года она потратила на лоббизм в Вашингтоне 6,7 млн долларов и внесла в предвыборные фонды политиков 25 тыс. долларов. На противоположной стороне в борьбе по вопросу нейтральности интернета — Ассоциация телекоммуникационной индустрии. Она потратила на лоббизм 9,6 млн долларов в 1998—2017 гг., а на предвыборные кампании политиков — 188 тыс. в 1992—2017 гг.
Скорее всего, решение ФКК будет существенно пересмотрено. Производители контента Amazon, Google, Facebook и Netflix продвигают закон о парламентском надзоре, этот механизм позволяет законодательной власти принимать решения исполнительных органов власти. Такой билль обещала внести группа законодателей во главе с сенатором Эдвардом Марки, демократом от штата Массачусетс.
Сергей Костяев, докторант Университета Ратгерса (США)
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68