Сюжеты · Культура

Театр мечет бисер

Строго по закону № 44-ФЗ

Этот материал вышел в № 130 от 22 ноября 2017
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 130 от 22 ноября 2017

21:51, 21 ноября 2017Елена Дьякова, обозреватель

3072

21:51, 21 ноября 2017Елена Дьякова, обозреватель

3072

17 ноября. В Петербурге, на совещании по поддержке талантливой молодежи, президент РФ В.В. Путин признал: «Вот эти открытые конкурсы… по всем заданиям, по всем пунктам, они, конечно, неуместны, кроме общехозяйственных вещей — скрепки, шторы, стулья, — это можно вполне покупать на открытых конкурсах. И надо это делать. Но все остальное, все, что связано с творчеством, конечно, вот в это прокрустово ложе, как я уже сказал, не укладывается, и уложить туда будет невозможно. Поэтому здесь совершенно точно нужно вносить изменения».

Петр Саруханов / «Новая газета». Перейти на сайт художника

О каких «открытых конкурсах», прокрустовых ложах и изменениях шла речь? «Закупки по конкурсу» начались в 2005-м. Закон № 94-ФЗ, принятый тогда, был для творческой деятельности очень неудобен и вызывал профессиональные протесты. Его наследник — Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» — принят в 2013-м.

Юридические сайты называют его «одним из самых динамично развивающихся законодательных актов»: 14 поправок только в 2016 году, к весне 2017-го — еще 3.

Театр для всеобъемлющего 44-ФЗ — частный случай. Одна маленькая деталь колоссального народного хозяйства. А в изгибы отдельных винтиков у нас никогда не любили вглядываться.

В теории 44-ФЗ — со всеми поправками и длительной борьбой за них — даже признает специфику «творческих закупок». Продлевает срок конкурсов на закупки для учреждений культуры. Допускает возможность закупок «у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя». Но — по строго оговоренным в законе обоснованиям, с документальным подтверждением необходимости. Так же документально должно быть обосновано само желание театра «закупиться» не у того, кто готов предложить наименьшую цену по контракту, — а именно вот у этого. Который хорошо знаком со спецификой балетного костюма, например.

И возникает «экономная экономика», описанная в ноябре 2017-го генеральным директором Большого театра В.Г. Уриным: расходы Большого театра на выполнение отчетов по «контрактным закупкам и работам» в ВОСЕМЬ раз выше экономии театра на этих контрактах.

На сайте СТД РФ лежит стенограмма обсуждения 44-ФЗ в марте 2014-го. Участники — директора ведущих театров столицы. Вопрос еще не воспален «делом Седьмой студии». Тем не менее защитников закона 44-ФЗ и практики его применения в театрах и тогда не было.

Вот говорит Кирилл Крок, директор Вахтанговского театра: «44-ФЗ вызывает только увеличение расходов бюджетного учреждения, любая конкурсная процедура стоит денег — это от 40 тысяч рублей только за то, чтоб этот конкурс прошел».

Коллеги дополняют: «В интернете коммерческие специализированные организации объявляют цены за свои услуги по закупкам в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ: одна устная консультация стоит тысячу рублей и 80—90 тысяч за аукцион или конкурс. Формируется огромный государственный аппарат, который обслуживает все эти закупки, формируется еще индустрия, которая тоже живет за счет государственных средств, — на те деньги, которые театры должны расходовать на свою основную деятельность». Очерчивают и размеры аппарата: в штате Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко в 2014 году состояли 15 сотрудников, занятых обслуживанием «конкурсной документации».

На малые закупки московские театры переводили в 2014-м деньги на карточки сотрудников. Как зарплату. Сотрудники закономерно напрягались: а ну как спросят налоги? И вообще — нарушение. А я, например, вспоминаю: в одной из главных, душу леденящих постановок театра, директор которого на это жаловался, — персонаж Достоевского раздает народу хлеб. Ну не по тендеру же эти пять-шесть буханок закупать к каждому спектаклю?

Кстати: постановка старше, чем закон 44-ФЗ. Как они свои горбушки под него подгоняли? А в другом прекрасном спектакле у них крутые яйца лупят. Верно, с собой из дома носят.

Еще: по 44-ФЗ каждый контракт с актером должен быть вывешен на общее обозрение (что противоречит другим законодательным актам — и чего многие не хотят). Еще нюансы законодательства: если здание театра встает на ремонт и театр подобрал себе новую площадку на сезон-два, администрация не может заключить такой контракт без «конкурса».

Еще: и в 2017-м у «единственного поставщика, подрядчика, исполнителя» можно закупаться только на 400 тысяч рублей в квартал (до 2011 года, по 94-ФЗ — на 100 тысяч рублей в квартал). Цена постановки «многофигурного» спектакля в Москве сегодня, говорят, начинается от 5 млн. А цена гастролей? Гонорар за отличный спектакль одной из главных сцен Европы (семь актеров, один очень знаменит) — 26 тысяч евро. Плюс перелет, отель etc.

Еще теперь есть замечательная особенность у постановок (фестивалей, церемоний их открытия-закрытия и т.д.), осуществляемых на субсидии государства. СНАЧАЛА театр или фестиваль должен провести «мероприятие». Затем — предоставить в казначейство отчетность.

И только потом (через год, если говорить о фестивалях) организаторы получат деньги из казны на мероприятие, уже проведенное. В возмещение затрат.

Но ни мастерские и пошивочные цеха, ни транспортные фирмы, доставляющие декорации гастрольных спектаклей из страны в страну, ни отели, где живут артисты и техники этих спектаклей, ни театры, у которых арендуют сцену «под гастроли», — год ждать оплаты своих услуг решительно не хотят.

Тут начинаются «перехваты»-кредиты. И каждая активно работающая институция пережила в десятых совсем крутой год ПЕРЕХОДА на выдачу субсидий не ДО, а ПОСЛЕ.

То бишь деньги, выделенные на 2012-й (условно говоря), были уже освоены в 2012-м. А вот деньги на предстоящий фестиваль 2013 года казной твердо обещаны. Но — в 2014-м.

А есть же еще региональная специфика! В столице есть театры федерального подчинения — и московского. А в Москве есть постановление правительства Москвы: все договора с поставщиками по 44-ФЗ (будь то договор мебельной фабрики с лакокрасочным комбинатом или театра с краснодеревщиком) должны быть зарегистрированы в единой автоматической системе регистрации договоров. И все закупки должны осуществляться через портал поставщиков.

Далее цитирую дискуссию 2014 года в СТД, доброжелательные пояснения представителя департамента культуры Москвы по этому пункту:_ _

«И хотя дано право заключать договора с единственным поставщиком, в том числе через портал поставщиков, мы должны обосновать начальную максимальную цену исходя из трех коммерческих предложений.

В 44-ФЗ ст. 22 определяет, что есть 5способов определения начальной максимальной цены, и если ни один из них не подходит, заключать договор по фактическим затратам. Но здесь тоже есть ограничения со стороны города Москвы— в том, чтобы включить единственного поставщика в реестр поставщиков и заключить с ним договор, функции контроля в сфере закупок осуществляет Главное контрольное управление».

Возможно, в сфере макроэкономики это очень верно. Но… попробуем применить к театру. Кто смотрел «несуществующий» спектакль «Гоголь-центра» «Сон в летнюю ночь» (а этот «несуществующий» спектакль видели многие), должен помнить тиару Титании в его финале.

На Светлане Мамрешевой, поющей барочную арию, — убор темно-красного сукна. Высокий, островерхий. Сплошь расшитый вручную медным и латунным бисером разных форм, ярус за ярусом. И она поет Монтеверди, а Осел (Никита Кукушкин) — плотно сбитый, наголо бритый — таращится, словно голос идет из другого мира. А тиара сияет тысячью бисерин.

Представьте себе «единственного поставщика»: вышивальщицу, способную на эту работу. Поиск еще двух коммерческих предложений. Пять способов определения цены объекта (отдельно работы, отдельно бисера). Включение вышивальщицы в реестр поставщиков. А это один сценический артефакт ручной работы. В том же «Сне…» их куда больше. И — как указано выше — с пятью буханками черного хлеба на спектакль хлопот тоже много.

Потому 44-ФЗ и стал темой выступлений сообщества. Разбираться в этой отчетности без устной консультации за 1 тыщу руб. (а лучше — полного пакета бумаг за 80 тыщ), без 15 штатных сотрудников, занятых только отчетностью, без молодого, вежливого и беспощадного юриста непросто и крупным театрам. Но в свете последних событий это стало еще тревожней. Уж не путь через темный лес без дороги, а возможная засада в этом лесу — по правилам боя без правил.

А ведь есть еще 83-ФЗ, включающий театр в «сферу услуг». Там свои гримасы.

Вот поэтому и сказал на Культурном форуме в Петербурге Андрей Могучий, худрук БДТ им. Г.А. Товстоногова:

«Нужно срочно менять законодательную базу, которая регламентирует взаимоотношения художника и государства, художника и денег. Вне решения этого вопроса любые другие дискуссии — в том числе и дискуссия о том, что является авангардным, а что не авангардным, — теряют смысл. Театральный авангард сегодня — это новое законодательство».

 

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#театр

важно

3 часа назад

Что произошло за ночь 2 апреля. Коротко

важно

3 дня назад

«Мемориал» включил канских подростков в список вероятных жертв политических репрессий

выпуск

№ 35 от 2 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 35 от 2 апреля 2021
  • № 34 от 31 марта 2021
    № 34 от 31 марта 2021
  • № 33 от 29 марта 2021
    № 33 от 29 марта 2021
  • № 32 от 26 марта 2021
    № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • № 26 от 12 марта 2021
    № 26 от 12 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Версии

Танкер, который смог Почему блокировка Суэцкого канала не похожа на случайность

499942

2.
Репортажи

Миллиардер. Из Пензы Как выживает один из беднейших регионов России, где губернатор арестован за взятки. Репортаж «Новой»

259952

3.
Сюжеты

Культурно посидели, попили-поели Нарушения почти на полмиллиарда рублей нашли аудиторы Контрольно-счетной палаты в работе администрации Адмиралтейского района Петербурга

242155

4.
Сюжеты

«Заткните это животное!» В Находке структуры, которые были связаны с Ротенбергом, строят завод по производству метанола для Китая. Он нравится всем, кроме местных жителей

196335

5.
Сюжеты

«Всю ночь стоишь по колено в крови, и я потребовал отдыха» Признания участников спецгрупп НКВД и исполнителей расстрелов советских граждан. Украина продолжает открывать архивы Большого террора

163439

6.
Сюжеты

Да вас просто надули! Президент России и губернатор Петербурга не могут справиться с частными управляющими компаниями северной столицы

147822

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera