РепортажиПолитика

«Прокрустово ложе» и желтая утка

Петербургский культурный форум услышал сигнал президента и передал свой — правительству и его главе

Этот материал вышел в номере № 129 от 20 ноября 2017
Читать
Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Финальным аккордом трехдневного смотра культурных достижений стало (вопреки названию) «гала-открытие» с участием президента России. Сами достижения для наглядности собрали в видеоролике, который был показан на Новой сцене Мариинского театра перед началом церемонии: «…за пять лет количество зрителей российских фильмов выросло в два раза… число посетителей музеев увеличилось на 42%… установлено более 200 памятников и 2000 мемориальных досок выдающимся деятелям культуры…» Широкой аудитории VI культурный форум сенсаций не принес и запомнится разве что историей с наличием (или, наоборот, отсутствием) в его программе нежелательных гостей.

В октябре перечень «нецелесообразных» для приглашения на СПбМКФ лиц появился в Telegram-канале главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, а 15 ноября Colta.ru опубликовала его «расширенную и дополненную» версию. Непосредственные организаторы форума не подтверждали и не опровергали подлинность «слитых» бумаг, но отрицали всякую причастность к ним: «Мы не получали никаких указаний по этому поводу, — ответили на запрос «Новой» в оргкомитете. — Вне зависимости от достоверности документа, он не адресован дирекции, и организаторы форума не получали, не получают и не планируют получать такого рода инструкции».

Справедливости ради: идущий первым номером в «черном списке» киновед Андрей Плахов участие в культурном форуме принял. 16 ноября он вел коллоквиум Международной федерации кинопрессы FIPRESCI. Режиссер Александр Сокуров сам попросил убрать свое имя из программы; его примеру последовал худрук театра DEREVO Антон Адасинский. Последний объяснил свое решение несогласием с «демонстративным невмешательством» Министерства культуры в дела задержанных режиссера Кирилла Серебренникова, директора РАМТ Софьи Апфельбаум и экс-директора «Гоголь-центра» Алексея Малобродского.

Перед тем как подняться на сцену, Владимир Путин провел в здании театра совещание по вопросам поддержки талантливой молодежи. Худруку Мариинки Валерию Гергиеву президент пообещал построить во Владивостоке концертный зал «такой же, как у вас здесь создан», а выступавшим на совещании Николаю Цискаридзе и Сергею Безрукову — реформу госзакупок в области культуры. Коррекцию того самого 44-го Федерального закона, из-за несовершенства которого над администрацией любого театра вечно висит необходимость идти по грани административного (хотя бы) самоуправства.

«Вот эти открытые конкурсы, <…> они, конечно, неуместны, кроме общехозяйственных вещей: скрепок, штор, стульев, — это можно вполне покупать на открытых конкурсах, — отметил глава государства. — Но все остальное, все, что связано с творчеством, конечно, вот в это прокрустово ложе, как я уже сказал, не укладывается, и уложить туда будет невозможно».

В 20.00 Владимир Путин появился на сцене концертного зала, где его терпеливо ждала рассаженная согласно наклейкам на креслах интеллектуальная и творческая элита. «Культура представляет собой колоссальный ресурс для объединения людей вокруг высоких гуманистических целей, — подчеркнул президент, выступая с обращением. — Именно она передает будущим поколениям самые базовые ценностные ориентиры, дает ответ на вызовы варварства, нетерпимости, радикализма».

«Театр должен работать»

Суд отправил под домашний арест директора РАМТа Софью Апфельбаум

Главным номером вечера значились сцены из балета Игоря Стравинского «Петрушка». Постановка, приуроченная к 135-летию композитора, принесла неожиданный «сюрприз»:

в определенный момент на сцену выехала ванна, из которой вылез полуобнаженный танцор, держащий в руках большую желтую утку. «Галерка», где расположились представители СМИ, заметно оживилась

— уж слишком был похож этот сценический атрибут на главный символ протестов 2017 года (напомним, петербургская полиция в протоколах задержания участников митингов даже признавала игрушечную утку средством наглядной агитации). Пока артист танцевал, прижимал утку к груди, а затем отбрасывал — аллюзии становились все отчетливее. Впрочем, искушенная публика «подвоха», кажется, не заметила.

Аполлон с номерком. Но без плаката

Очередь за билетами на балет «Нуреев» начали занимать с трех часов утра. Фотографии

Серафим Романов

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow