СюжетыПолитика

«Мы не хотим кормить других!»

Референдумы в Италии подрывают важный для Евросоюза принцип солидарности

Этот материал вышел в номере № 119 от 25 октября 2017
Читать
«Мы не хотим кормить других!»
Фото: EPA
Состоявшиеся в воскресенье референдумы в Ломбардии и Венето имели мало общего с каталонским. Они не о независимости, а только об автономии регионов, о расширении полномочий в едином государстве.

Они проведены не вопреки, а в соответствии с конституцией и с согласия центральной власти. Организаторы не претендовали на обязательные юридические последствия опросов, заявленной целью которых была лишь консультация с народом.

Но общим был давно знакомый мотив: «Мы не хотим кормить других». Он подрывает важный принцип национальных государств и Евросоюза: прицип солидарности.

В любой стране есть регионы-доноры и те, кто получает дотации. (На минуточку представим себе референдум в Тюменской области с требованием оставить ей нефтегазовые доходы, а не кормить московскую бюрократию и дотационные российские регионы.)

На уровне ЕС есть структурные фонды, которые субсидируют и подтягивают отстающие регионы. Из бюджета ЕС подпитывались проекты развития, в том числе в Италии, не говоря уже о новых членах ЕС. В финансовый кризис за счет налогоплательщиков Германии, Нидерландов и Северной Европы спасены от краха банковские системы не только Греции и Кипра, но и Испании с Португалией, и той же Италии.

Действительно, Ломбардия с крупным финансовым центром Миланом, известным у состоятельных россиян еще и как место модного шопинга, — это пятая часть экономики Италии. Венето с мировой жемчужиной туризма Венецией дает 10 процентов итальянского ВВП. Прямая аналогия с Каталонией в Испании.

Мои итальянские друзья и коллеги в Брюсселе шутят, что Милан — это еще Европа, а Рим — уже Италия. Глава Ломбардии Роберто Марони и президент Венето Лука Дзайя уже всерьез обвиняют римскую власть в бюрократической неэффективности, а также в том, что та транжирит налоговые поступления на поддержку «мафиозных и коррумпированных» Неаполя, Сицилии и остального Юга. Получив такие результаты референдумов, они намерены требовать перераспределения доходов в пользу своих регионов. Но также и политической автономии.

Итальянская конституция 1946 года дала автономию не по экономическим заслугам, а по исторической и этнической специфике. Ее получили альпийская Трентино-Альто-Адидже, где преобладал немецкий язык, франкоязычная долина Аоста, острова Сардиния и Сицилия, у которых особая история и свои языки, и Фриули-Венеция Джулия — форпост на границе с бывшей Югославией и со славянским меньшинством. Промышленно развитый Север не получил автономных прав.

На референдумах в Ломбардии и Венето за автономию проголосовали почти все, кто в воскресенье пришел к урнам (с «чеченским» счетом, соответственно 95 и 98%). Правда, явка в Венето, по данным избиркома, составила 57%, а в Ломбардии только 38%. Равнодушные и довольные остались дома.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Предвкушая проблемы, которые инициаторы референдумов могут создать на переговорах с центром, итальянское правительство демократа Паоло Джентилони заявило, что предметом торга не будут ни фискальная автономия, ни полномочия в области безопасности. Некоторое перераспределение налоговых средств, видимо, допускается. Переговоры могут начаться через 20 дней и продлятся не менее года.

Пока нет и речи об угрозе единству Италии. Но политологи видят более глубокие последствия референдумов, чем корректировка в дележе налогового пирога. Серьезнее политический успех сил, давно выступающих за отделение от страны ее северных, промышленно развитых областей, а также правых евроскептиков, которые за разрушение всей нынешней конструкции ЕС.

Рахой наводит конституционный порядок

Рахой наводит конституционный порядок

Каталония требует независимости, но временно теряет даже автономию

Сепаратистская Северная лига, которая была движущей силой референдумов, заявила о своих правах. Популистское движение «Пять звезд» приветствовало их результаты, как и правоцентристская «Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони. Опросы показывают, что «Пять звезд» и возможный правый блок с участием Северной лиги пойдет ноздря в ноздрю с правящей Демократической партией к парламентским выборам 2018 года.

Европа ощущает послевкусие кризисов: экономического и финансового, миграционного. На фоне замешательства политических элит, не предложивших народам быстрых и простых решений, расцветают ранее маргинальные или новые популистские партии.

Поэтому (а не из платонической любви к России) им близок по духу российский «сильный лидер» с его «национальными интересами прежде всего», откуда и осуждение западных санкций против России, признание Крыма российским (это их визиты на полуостров подробно освещают российские телеканалы). В общем, все, что в пику Евросоюзу.

При всех различиях их общие родовые признаки можно определить формулой «своя рубашка ближе к телу», а также презрением к «европейским ценностям» в пользу приземленного прагматизма. Результаты референдумов в двух самых богатых областях Италии — еще одно подтверждение общей тенденции, как, впрочем, и успех на парламентских выборах «чешского Трампа», миллиардера Андрея Бабиша, а еще раньше — «Брексит», электоральные прорывы «Национального фронта» Франции и «Альтернативы для Германии», победа консерватора Себастьяна Курца в Австрии, фронды Польши и Венгрии против ценностей ЕС.

Сказка Венского леса

Сказка Венского леса

Австрийские парламентские выборы подтверждают сдвиг Европы вправо

При всех общих чертах эти силы разношерстны и непоследовательны. Каталонские сепаратисты не хотят покидать Евросоюз со всеми его достижениями, как и фрондеры из Польши и Венгрии, которым не нравятся только некоторые части европейского проекта. Австриец Курц, в отличие от француженки Ле Пен, полностью за объединенную Европу, но тоже за ограничение миграции, на чем сосредоточилась и германская «Альтернатива». Это дает основания полагать, что популистский шторм в Европе — это временный и естественный зигзаг демократии, реакция на идейный застой и «звездную болезнь» политического мейнстрима.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow