Колонка · Культура

В защиту критики

Этот материал вышел в № 112 от 9 октября 2017
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 112 от 9 октября 2017

23:35, 8 октября 2017Гасан Гусейнов, филолог, историк культуры

5835

23:35, 8 октября 2017Гасан Гусейнов, филолог, историк культуры

5835

Говорят, в конце ХХ века литературная критика в России умерла. Но не сразу. Сначала ее сменила критика газетная. Сначала сократилось пространство для разбора литературного произведения: у критика не осталось места даже для складного пересказа разбираемого произведения. А уж чтобы включить роман в текущий социальный контекст, как это делали Белинский с Гоголем или Лакшин с Солженицыным, ресурсов не оставалось вовсе. Да  и социологизм это вульгарный!

Разбирать, что хотел сказать автор и как созданный им мир помогает нам понять мироздание, перестало быть важным. Теперь пишущий о литературе должен был объяснить читателю, почему и под каким соусом такую-то книгу стоит купить, чтобы испытать такие-то эмоции.

С анализа произведения ради извлечения знания о человеке и обществе внимание газетного критика сместилось к оценке произведения как способного (или нет) возбудить или вдохновить читателя. Автор рецензии нечувствительно превратился в литературного агента, посредника между издательством и читателями. Хлесткость пера стала важнее аналитичности текста. Внешнее презрение к морализаторству, к выяснению связи критики с текущей общественностью обеспечивает газетную критику индульгенцией второго порядка. Наш читатель и не хочет знать деталей. Ему довольно получить от меня, эксперта, совет — читать такое-то произведение для поднятия духа или не читать. Это — совет умному читателю, который, кажется, обойдется и без критиков.

Так, постепенно, газетная критика деградировала до обмена с умным читателем высказываниями типа «Мне понравилось!». Или реже: «Мне не понравилось!» Даже слово «критик» попало в стоп-лист. Еще бы! Вместо разбора произведения теперь от критика требуется либо хулить, либо хвалить. В результате подмены анализа крайне едким высмеиванием и иногда непристойными похвалами писатели средней руки чувствуют себя гениями, а действительно талантливые получают в свои руки целый аппарат поставленного на поток очковтирательства. Впаянный в крупный издательский бизнес литератор-новый-классик годами производит искусно сработанный набор своего фирменного «Лего», а литературный критик знай нахваливает, разучившись задавать такие элементарные, но такие жизненно важные вопросы. Например, зачем этот писатель так искусно камуфлирует свой абсолютно безобидный веселенький вторичный продукт под сложную многоэтажную конструкцию из остр-р-рейших намеков на какие-то туманные обстоятельства текущей действительности? Ответ на этот вопрос до зевоты прост. У автора — длительный или пожизненный договор с издательством. Автор и должен, пользуясь своим ранее подтвержденным талантом, гнать вал, отдаленно напоминающий советских братьев Стругацких 1960—1970-х годов. А что должен делать «критик»? Как что?! Он должен тихохонько подталкивать читателя к своему герою, сливаясь с читателем в экстазе. Общество, читающее такого критика и такого писателя, не может не разучиться отличать литературу от не-литературы. Не отвечая перед читателем за качество своего разбора, литературный критик становится агентом монопольного сговора. Мало-помалу забывается, что братья Стругацкие строгали свои произведения под неусыпным цензурным оком, то и дело перепрятывали концы, надеясь на сообразительность читателя.

А сейчас-то что? После десятилетий подтекстов и фиг в кармане, когда в диапазоне между Александром Солженицыным и Абрамом Терцем, Владимиром Войновичем и Владимиром Сорокиным уже вышли и самые реалистичные и самые фантасмагоричные портреты соотечественников, из года в год повторяющееся пелевинское намекалово в духе восточных единоборств, обильно спрыснутых антиамериканизмом автохтонной индо-буддо-славенщизны, прямо-таки вопиет к критику: «Ну разбери же ты меня, не пересказывай, не пускай розовые слюни! Покажи, как я устроено!» Но нет, разбора не будет. Вместо литературной критики у нас теперь гид по загадочному душевному миру. Нет, не писателя, а читателя, брошенного на самом интересном месте восторженными бабками у подъезда: «Мне — понравилось!»

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.

важно

2 часа назад

Что произошло за день 5 апреля. Коротко

важно

6 часов назад

Навальный рассказал об ухудшении своего состояния и случаях заболевания туберкулезом в отряде колонии

выпуск

№ 36 от 5 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 36 от 5 апреля 2021
  • № 35 от 2 апреля 2021
    № 35 от 2 апреля 2021
  • № 34 от 31 марта 2021
    № 34 от 31 марта 2021
  • № 33 от 29 марта 2021
    № 33 от 29 марта 2021
  • № 32 от 26 марта 2021
    № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Версии

Танкер, который смог Почему блокировка Суэцкого канала не похожа на случайность

505425

2.
Колонка

Боль как норма В Ростовской области покончил c собой настоятель храма Дмитрия Донского протоиерей Андрей Немыкин

303515

3.
Сюжеты

Культурно посидели, попили-поели Нарушения почти на полмиллиарда рублей нашли аудиторы Контрольно-счетной палаты в работе администрации Адмиралтейского района Петербурга

251416

4.
Сюжеты

«Всю ночь стоишь по колено в крови, и я потребовал отдыха» Признания участников спецгрупп НКВД и исполнителей расстрелов советских граждан. Украина продолжает открывать архивы Большого террора

187564

5.
Сюжеты

Да вас просто надули! Президент России и губернатор Петербурга не могут справиться с частными управляющими компаниями северной столицы

173763

6.
Репортажи

Принеси, подай, дай денег — не мешай Ролевая модель взаимоотношений России и Абхазии: республика считает себя независимой страной, но ее бюджет зависит от Москвы на 60 процентов

131229

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera