Колонка · Культура

Ну не ставил он «о развратных пионерках»

Страна продолжает обсуждать «дело Серебренникова»

Этот материал вышел в № 97 от 4 сентября 2017
Читать номер

Этот материал вышел в
№ 97 от 4 сентября 2017

18:12, 3 сентября 2017Елена Дьякова, обозреватель

10880

18:12, 3 сентября 2017Елена Дьякова, обозреватель

10880

«Дело «Седьмой студии» (особенно после судебного заседания 23 августа и заключения Кирилла Серебренникова под домашний арест) оказалось знаковым. Задело множество болевых точек страны. Умное письмо в защиту режиссера опубликовали в Сети 30 августа молодые деятели культуры (свыше тысячи подписей). Там отмечен новый аспект скандала: «Ситуация с делом «Седьмой студии» уже серьезно навредила репутации нашей страны в международном сообществе — комментарии МИД разных государств и обращения известных европейских режиссеров, артистов и драматургов это подтверждают».

А правда: кому нужно было из проблемы обналички средств в московском театре делать жупел, пятно на облике страны, звонкий аргумент в пользу того, что «в тоталитарной России все по-прежнему»?! Ценный вклад в «мягкую силу» Отечества внесли граждане патриоты…

Очень жесткое, очень внятное письмо гуляет по ФБ с 23 августа: «Извините, но просто не могу промолчать. Гражданская позиция рвется наружу из всех отверстий. …Мне кажется, что подавляющая часть страны, которая получает по 15–25 тысяч в месяц и ежедневно из всех СМИ, ТВ и интернета наблюдает за тем, как наши «великие деятели искусства» швыряют деньги налево и направо… просто обязана скинуться, да что там скинуться, выйти на улицу с плакатами «Свободу попугаям!»

<…>И кто-то еще спрашивает, почему мы в Армавире не можем себе оборудование купить новое? Потому что декорации к одному спектаклю в Москве стоят как весь наш завод с людьми и всем нашим скарбом. Нам кредиты под 15% годовых с пятикратным залогом и обязательствами в трех томах, им просто деньги в виде приданого… Вообще промышленникам надо краснеть от таких новостей! Клоуны в стаи сбиваются в считанные часы, а заводы душат один за одним, и никто никогда друг за друга слово не замолвит. Так и живем среди «великих», которые всю страну быдлом считают.

P.S. Мне кажется, что никель, золото и молибден продают за границу тоже великие люди? А как иначе?»

Четко видно, кстати: «дело «Седьмой студии» становится средством (и работающим) канализовать накипевшее. Накипело — ​против зарплат и пенсий, против кредитов, описанных выше, против бесстыжего телегламура, против «Платона» и цен на масло. А козлом отпущения, «буржуем номер раз» в РФ оказывается К.С. Ну и его защитники.

А еще автор письма повторяет новый миф: «великие актеры испражняются на сцене», а «темные, забитые рабы» (то бишь все народонаселение) оплачивают это из бюджета.

И спасибо, что не повторяет другие ФБ-страшилки: Серебренников ставил спектакль «о развратной пионерке»… нет, о пионерке, которую насилуют советские солдаты, а она становится полковой проституткой… и еще в «Пластилине» героя насилуют мать и двое мужчин… и вообще: сплошь на сцене грязь, кровь, цинизм, треш и хоррор.

В постах обычно есть и фото из спектаклей К.С. Особо популярна сцена из «Мертвых душ». Сообщим: это Ноздрев и его собаки. Да, два «щенка» — ​голые выше пояса. Разврат!

С 2001 года, когда вышел дебютный «Пластилин», отдел культуры «Новой» смотрел почти все премьеры Серебренникова. Ну не испражнялись там. И страшная пьеса Василия Сигарева «Пластилин» была о «хрущобном» пригороде России 1990-х, о почти или совсем брошенных родителями подростках, о ранних смертях, об общем ожесточении. И насиловали двух мальчишек блатные шестерки, ужас квартала. И тогда — ​неистовая горечь пьесы точно отвечала общему ощущению времени.

Жестким и честным был «Терроризм» по пьесе братьев Пресняковых на Малой сцене МХТ. О том, что все формы насилия — ​от издевательств над котом до взрыва в аэропорту — ​начинаются с вопля матери в лицо девятилетнему сыну: «Ты тупарь ваще, да?!» Перехватывали горло сцены «Господ Головлевых», рассказ Матрены Тимофеевны в «Кому на Руси жить хорошо». И те минуты в «Мертвых душах», когда бабы из усадьбы Коробочки несли и несли Чичикову истертые газетные вырезки о трудовых и боевых подвигах своих «мертвых душ», траурные фото молодых советских мужиков с честными лицами.

Собственно — ​именно о том, о чем пишет заводчанин из Армавира, была эта сцена.

И — «Голая пионерка». Ну нет там групповых изнасилований советскими солдатами! (В «Тихом Доне» — ​есть: там насилуют казаки Первой мировой. Но никто, к счастью, до сих пор не зачислил Шолохова в очернители Родины).

В «Голой пионерке» по роману Михаила Кононова — ​15-летняя ленинградка, дочь энкавэдэшника Маша Мухина попадает на фронт. Она пулеметчица. И одна из немногих женщин в полку. Короткие любови с мальчишками-однополчанами, идущими завтра на смерть, кажутся Маше частью ее долга, частью безумной тяжести войны, которую рядовые тащат на себе. Такой же частью невыносимой тяжести войны, как блокада. Как весь путь пехоты до Берлина.

Перед выходом спектакля, в 2005-м, «Новая» брала интервью у Чулпан Хаматовой, игравшей Машу Мухину, и Кирилла Серебренникова. Вот отрывки:

Не удалось отобразить 667

Серебренников — ​очень русский режиссер. Он не от Пушкина и Бунина, да. Он — ​от кошмаров Гоголя, Щедрина, Достоевского. И «новой драмы» с жестким воздухом 1990-х. Его театр бывал страшен. Но, кажется, не бывал циничен. И дичь, ползущая по ФБ, от тех, кто «спектаклей не видели, но скажут», — ​из воспаленных фантазий защитников морали.

«Новая» выкладывает заново на сайт часть текстов 2002–2016 гг., часть рецензий на премьеры Серебренникова и интервью с ним. От «Терроризма» до «Машины Мюллер» с кордебалетом обнаженных перформеров.

Это — ​было. Правда, кружение тел по сцене и тогда приводило на ум не свальный грех, а газовую камеру. Зрители до 18 лет в «Гоголь-центр» не допускались. «Новая» писала в марте 2016-го: «Вторым действием «Машины Мюллер», возможно, станет реакция на спектакль охранителей общественной морали. Но в этом отношении пока — ​антракт. Мхатовская пауза». К сожалению, второй акт начался.

Делаем честную журналистику
вместе с вами

Каждый день мы рассказываем вам о происходящем в России и мире. Наши журналисты не боятся добывать правду, чтобы показывать ее вам.

В стране, где власти постоянно хотят что-то запретить, в том числе - запретить говорить правду, должны быть издания, которые продолжают заниматься настоящей журналистикой.

Ваша поддержка поможет нам, «Новой газете», и дальше быть таким изданием. Сделайте свой вклад в независимость журналистики в России прямо сейчас.
#серебренников

важно

17 минут назад

Навальный рассказал об ухудшении своего состояния и случаях заболевания туберкулезом в отряде колонии

важно

час назад

Путин подписал закон, позволяющий ему еще дважды баллотироваться на пост президента

выпуск

№ 36 от 5 апреля 2021

Slide 1 of 11
  • № 36 от 5 апреля 2021
  • № 35 от 2 апреля 2021
    № 35 от 2 апреля 2021
  • № 34 от 31 марта 2021
    № 34 от 31 марта 2021
  • № 33 от 29 марта 2021
    № 33 от 29 марта 2021
  • № 32 от 26 марта 2021
    № 32 от 26 марта 2021
  • № 31 от 24 марта 2021
    № 31 от 24 марта 2021
  • № 30 от 22 марта 2021
    № 30 от 22 марта 2021
  • № 29 от 19 марта 2021
    № 29 от 19 марта 2021
  • № 28 от 17 марта 2021
    № 28 от 17 марта 2021
  • № 27 от 15 марта 2021
    № 27 от 15 марта 2021
  • В архив выпусков «Новой газеты»

Топ 6

1.
Версии

Танкер, который смог Почему блокировка Суэцкого канала не похожа на случайность

505087

2.
Колонка

Боль как норма В Ростовской области покончил c собой настоятель храма Дмитрия Донского протоиерей Андрей Немыкин

299397

3.
Сюжеты

Культурно посидели, попили-поели Нарушения почти на полмиллиарда рублей нашли аудиторы Контрольно-счетной палаты в работе администрации Адмиралтейского района Петербурга

250628

4.
Сюжеты

«Всю ночь стоишь по колено в крови, и я потребовал отдыха» Признания участников спецгрупп НКВД и исполнителей расстрелов советских граждан. Украина продолжает открывать архивы Большого террора

186464

5.
Сюжеты

Да вас просто надули! Президент России и губернатор Петербурга не могут справиться с частными управляющими компаниями северной столицы

173670

6.
Репортажи

Принеси, подай, дай денег — не мешай Ролевая модель взаимоотношений России и Абхазии: республика считает себя независимой страной, но ее бюджет зависит от Москвы на 60 процентов

130188

Вы можете просто закрыть это окно и вернуться к чтению статьи. А можете — поддержать газету небольшим пожертвованием, чтобы мы и дальше могли писать о том, о чем другие боятся и подумать. Выбор за вами!
Стать соучастником

К сожалению, браузер, которым вы пользуетесь, устарел и не позволяет корректно отображать сайт. Пожалуйста, установите любой из современных браузеров, например:

Google Chrome Firefox Opera